Вы знаете, я очень часто слышу от учителей, что какие-то дети "необучаемы", и ещё чаще, что "не всем дана математика" (физика, химия). Далеко ходить не надо, комментарии к моим статьям пестрят такими заявлениями. Вот про эти формулировки я и хотел бы поговорить сегодня.
Начну с того, что я категорически не согласен с ними. Нет, действительно бывают дети с врождёнными нарушениями мозга... Но такие дети, пардон, самостоятельно поесть не могут и под себя ходят. Много таких? А судя по заявлениям учителей, в каждой школе, в каждом классе есть "необучаемые". Я могу с уверенностью сказать, что эти учителя просто не видели реально необучаемых.
Помните фильм "Особенности национальной рыбалки"? Фраза Генерала "рыба здесь есть, ловить надо уметь" применима и в образовании. Если учителя не могут научить ребёнка, это не значит, что кто-то необучаемый. Это значит, что кто-то не умеет учить.
Как правило, такие дети неплохо учились первые два-три года, научились складывать (иногда с ошибками), умножать, писать буквы, целые слова, читать тексты разной длины... Что, хотите сказать, это - необучаемость?
Здесь может идти речь о приобретённой необучаемости.
Догадываетесь, где ребёнок подхватил этот вирус? В начальной школе на уроке математики.
Его так учили, что он полностью перестал верить в свои силы, в возможность понять что-то. Порой петерсон головного мозга доводят до такой степени, что на восстановление равновесия могут уйти годы. Но дело того стоит. Есть у меня перед глазами несколько примеров - учеников, которым в 7-8 классе учителя с "медицинским" образованием ставили диагноз "необучаемый" и "оннесдаст". Сейчас учатся себе в весьма сильных ВУЗах на технических специальностях. Без долгов - чуть ли не единственные в группах.
Родители, кстати, правильно делают, когда грудью защищают ребёнка от таких мучителей, которые говорят, что чадо - необучаемое. Может, не всегда эффективными методами, но стремление похвальное. И очень печально видеть, когда родители вздыхают и говорят, "ну, что поделать, такой уж необучаемый у меня"...
А вот про фразу "не всем дана математика", вообще отдельный разговор. Я в разных статях уже писал, что есть две математики: математика и псевдоматематика. Внешне их отличить легко, но наша школа построена так, что подавляющее большинство людей считают псевдоматематику - единственной. Именно в ней надо учить таблицу умножения, там лошади кивают головами, там уравнения с первого класса... И вот эта псевдоматематика - действительно дана не всем. Слишком уж она большая.
А настоящая математика - она простая и понятная - дана всем.
Учить надо уметь.
Что это за учителя такие, что не могут научить каждого? Я уж не говорю о родителях, которые больше верят икспертам, чем в своего ребёнка.
UPD