Найти тему
Книгиня про книги

«Аспект дьявола» Крейга Рассела: дьявол в мелочах

Есть авторы, которые регулярно пишут одну и ту же книгу, но будто не замечают этого. Самое в таких случаях любопытное, что не замечает этого и читатель – в том конечно случае, если автор действительно талантливый, сколько б историй не рассказывал, всё равно не надоедает.

С Крейгом Расселом именно так и вышло – он, кажется, очень любит маньяков. Самая популярная его серия книг – цикл детективов про полицейского Яна Фабеля, ставший бестселлером в Германии, Франции и, в общем-то, довольно популярный в своё время и в России.

В первой книге цикла «Кровавый орёл» маньяк был поклонником скандинавских богов и убивал своих жертв согласно древнескандинавским культам. В следующем романе «Братья Гримм» маньяк тоже убивал исключительно по сюжетам сказок и никак иначе. В «Вечной мести» несчастный детектив Фабель вновь расследовал кучу ритуальных древних убийств. Ну и в последнем переведённом на русский язык романе «Мастер карнавала» вновь всё то же - маньяк-каннибал по кличке Клоун, орудующий исключительно во время ежегодного Кёльнского карнавала, основательно изучивший скандинавскую мифологию.

Тут нельзя не предположить, что у Рассела, очевидно, какие-то свои счёты с Германией - иначе как объяснить, что он книгу за книгой подсовывает немцам то одного маньяка, то другого, то третьего, а народу в его книгах мрёт всё больше - уже в пору карантин объявлять. Героем того цикла Рассел сделал – ни за что не догадаетесь! – британца с шотландскими корнями. То есть, Германию от маньяков, начитавшихся скандинавских мифов, спасал именно герой, подозрительно похожий на самого Крейга Рассела, который, в свою очередь начитался скандинавских мифов и сочинил весь этот ужас.

Крейг Рассел – шотландский писатель, проживающий в Англии и очень увлечённый, как он сам не устаёт рассказывать, культурой Германии. Супербестселлерами его книги становятся именно там – мало того, что немцы оценили такую к себе любовь, но еще и экранизировали четыре книги про полицейского Фабеля, в эпизодической роли снялся и сам писатель (жаль, играл не маньяка, а детектива). Что ни книга, то, конечно же, успех, однако заметно, что к финалу серии Рассел уже надоел сам себе, а потому забросил все свои полицейско-маньячные циклы на три года и вдруг написал внецикловый «Аспект дьявола». Опять с маньяками, ритуалами, мифами и да, куда уж без неё - Германией. Книгу, конечно же, вновь ожидал невероятный успех, а права на экранизацию уже приобрела Columbia Pictures.

Крейг Рассел. Аспект дьявола / Пер. с англ . Натальи Феликсон, — М.: Рипол-Классик, 2019. — 544 с.
Крейг Рассел. Аспект дьявола / Пер. с англ . Натальи Феликсон, — М.: Рипол-Классик, 2019. — 544 с.

Казалось бы, всё слишком знакомо, но всё-таки нет. Место действия в этот раз - предвоенная Чехословакия. Молодой и честолюбивый психиатр Виктор Косарек едет на новое место работы – средневековый замок в горах, а ныне психиатрическую лечебницу, где на данный момент находятся всего шесть пациентов, уже прозванных «дьявольской шестёркой». Это - самые-самые страшные маньяки современности, помещённые в лечебницу для изучения, ну и вообще – надо же их куда-то спрятать, чтобы не сбежали. В то же время в Праге начинает орудовать другой, ещё не пойманный (и, следовательно, неизученный) маньяк по кличке Кожаный фартук, убивающий и расчленяющий своих жертв так, что пойманные маньяки страшно обзавидовались бы.

Ничего нового, однако Рассел на удивление ловко сплетает два сюжета: очевидный детективный, который, несмотря на привычную излишнюю закрученность выглядит вполне типичной историей про то, как один герой с энтузиазмом убивал других героев, а полицейские всю книгу ковырялись в носу. Но этого Расселу оказалось мало. Столько раз расписывая своих любимых маньяков, он для разнообразия копнул куда-то в Юнга и Фрейда, погрузив сюжет по самое горло в психоанализ и заставив читателя искать этот самый «аспект дьявола» вместе с главным героем. Виктор Косарек, собственно, по сюжету у Юнга и учился. Он верит, что в каждом нехорошем человеке запрятан архетип зла, сам дьявол, с которым, вероятно, при некотором усилии можно пообщаться напрямую. На удивление, такой симбиоз у Рассела сработал.

Вспомним, что на дворе конец 1935 года.

Любой Потрошитель – сопляк по сравнению с тем, кто придёт следом.

Ощущения постоянной тошноты и надвигающейся катастрофы преследуют некоторых особенно чувствительных к окружающему миру героев. Всех с утроенной силой начинает беспокоить национальный вопрос – кто тут у нас еврей, а кто поляк, а кто немец? Кто папу с мамой слушался, кашу ел, зарядкой занимался, а кто тут к нам понаехал и вообще женщина?

Ужас Рассел нагнетает не только намёками, разговорами и мрачными сновидениями, которые читателю и так уже хорошо понятны. В какой-то момент становится ясно, что граница между реальным и нереальным здесь оказывается стёртой. Реальность рушится.

Реки крови, текущие по Праге от рук того, кого ещё не поймали, течь не перестанут, если его изловят – и станут морями. Начинает даже казаться, что Кожаный фартук – не такой уж и страшный, просто его, как водится, в детстве совсем не любили, потому такой и вырос. Замок-лечебница, названный в книге Орлиным, не случаен – ведь скоро над Европой пролетит другой орёл, птица Веймарской республики, уже расправившая крылья. Маньяк отдаст свой пост другим маньякам в другой форме. Поиски возможного дьявола идут параллельно с тем, как реальный дьявол начинает властвовать и набирает силу, разминает голосовые связки, у него всё ещё впереди.

Хуже того – ведь Рассел не мог просто так придумать спуск к истокам зла молодым психиатром – он обязательно должен был показать, что психиатр действительно что-то может найти.

Реальность зла.

Так и выходит, что то, что изначально предполагалось как фантазия, переход за границы рационального, классический психиатрический трюк, оказывается вдруг настоящим.

И от того становится страшно не на шутку.

-3

Если публикация вам понравилась, ставьте «пальцы вверх» и подписывайтесь на канал, он будет изредка появляться в вашей ленте «Дзена», а другие книжности в телеграм-канале «Книгиня про книги».