Найти тему

Страх порождает проблемы на письме

Цель данной публикации в том, чтобы взрослые ещё раз осознали масштаб негативных последствий от работы в прописях для ребёнка, которого надо заставлять писать.

Что происходит с ребёнком, которого заставляют писать?

Регулярное неясное и даже не сильно выраженное давление на психику ребёнка с проблемами в чтении и грамотности создаёт у него неосознанное состояние страха, к которому ребёнок привыкает и со временем перестаёт ощущать собственное тело и собственные чувства.

ОПЯТЬ ОШИБКА! Страх допустить ошибку снижает уровень контроля за пишущей рукой, и по этой причине ошибок становится только больше в письменных работах такого ребёнка. И это замкнутый круг!
ОПЯТЬ ОШИБКА! Страх допустить ошибку снижает уровень контроля за пишущей рукой, и по этой причине ошибок становится только больше в письменных работах такого ребёнка. И это замкнутый круг!

Неосознанное состояние страха ярко проявляет себя в письме и почерке.

У ребёнка, имеющего страх перед чтением и письмом, с трудом формируется навык моторной саморегуляции и самоконтроля за пишущей рукой. Это одна из причин проблемного почерка у современных школьников, которую выявила и сформулировала Татьяна Гогуадзе в результате многолетнего опыта работы по коррекции почерка без прописей.

Именно знание этой базовой причины проблем с письмом у некоторых школьников и студентов определяет совершенно иной подход к коррекции почерка и навыков грамотности на письме.

Страх письма или ошибки является сегодня достаточно выраженной причиной проблемного почерка и безграмотности на письме. Эта авторская диагностическая находка принадлежит учителю-дефектологу Татьяне Валерьевне Гогуадзе.

Страх допустить ошибку

Этому факту существует доказательство из нейропсихологии. Рептильная часть нашего мозга при ощущении страха отключает префронтальную кору, которая отвечает за обучение.

Рептильный мозг ещё называют «крокодильим мозгом».
Рептильный мозг ещё называют «крокодильим мозгом».

Рептильный мозг ребёнка

Рептильный мозг обеспечивает выживание живого существа в опасных условиях: выживание как отдельного индивида, так и выживание человеческого рода в целом. Так и у ребёнка, который испытывает страх или выраженное нежелание писать, его рептильный мозг блокирует способность обучаться и совершенствовать свой навык письма.

Это древний, пещерный мозг, который достался человеку от животного, и поэтому он отвечает за животную, инстинктивную, бессознательную сторону жизни человека/ребёнка. Как этот механизм работает у ребёнка с трудностями в письме и проблемным почерком?

От одной только мысли о письме ребёнок ...

Вот почему как бы мы не призывали, не мотивировали, не уговаривали ребёнка написать ещё пару строк, он входит в ступор, закрывается, ребёнок меняется на глазах. Это бессознательная реакция на то, что сейчас ему будет больно писать, что он будет стараться, но ошибок будет много, и это вызовет недовольство его работой, и в итоге опять двойка. И чтобы сохраниться, ребёнок выбирает из множества вариантов как ему выжить: либо делает как попало, либо вообще не делает, либо у него включаются механизмы психосоматики. Это самая выраженная реакция у современных детей на трудности и учебные страхи.

Рептильная часть мозга отвечает за сенсорно-моторные реакции, поэтому и страдает моторика и сенсорная чувствительность от пишущей руки.
Рептильная часть мозга отвечает за сенсорно-моторные реакции, поэтому и страдает моторика и сенсорная чувствительность от пишущей руки.

А теперь вспомните своего ребёнка, которого вы каждый раз уговариваете или заставляете хоть пару строчек написать в прописи.

Вот вам и вывод - работа в прописях только усугубляет проблемы у ребёнка с письмом и причиняет реальный вред его психическому здоровью!

Вот как выглядят рисунки современных детей на этапе диагностики определения причин, по которым ребёнку трудно и часто даже невозможно грамотно писать, а порой и вообще написать хоть что-нибудь.
Вот как выглядят рисунки современных детей на этапе диагностики определения причин, по которым ребёнку трудно и часто даже невозможно грамотно писать, а порой и вообще написать хоть что-нибудь.

Вы до сих пор заставляете своего ребёнка писать в прописях?

Безусловно, сегодня есть достаточно способов преодолеть страх письма или страх ошибки, но об этом читайте в следующих материалах на канале учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе.
Для этого достаточно подписаться на канал и вы будете в курсе новых методов помощи ребёнку с трудностями в чтении и письме!

Из данного видео вы узнаете, что дети хотят писать и читать, если в процессе обучения мы исключили активизацию рептильного мозга. А значит, процесс обучения должен вдохновлять ребёнка на формирование своего навыка и исключать ситуацию страха ошибки, неуспешности, провала.