Найти тему
Судострой

Возвращение "Ламантина"

Авианосец "Ламантин" / Фото: Судострой
Авианосец "Ламантин" / Фото: Судострой

9 января 2020 года в кадры объективов прессы вновь попал атомный #авианосец "Ламантин" проекта 11430Э. Вернее, его макет, показанный главе государства на экспозиции перспективного вооружения ВМФ в Черноморском военно-морском училище имени Нахимова. Судя по видеозаписям, разработка вызвала интерес.

Проект 11430Э дебютировал полгода назад, в июле 2019 года, на Международном военно-морском салоне. Новинку представило Невское ПКБ. По многим признакам "Ламантин" оказался похож на советский недостроенный тяжёлый атомный авианосец "Ульяновск", разработанный тем же бюро несколько десятков лет назад.

Что касается основных технических характеристик, то полное водоизмещение авианосца "Ламантин" составляет 80-90 тыс. тонн, длина – 350 м, ширина – 78 м, осадка – 12 м, скорость полного хода – 30 узлов. Экипаж с авиагруппой насчитывает 2800 человек. Корабль может нести до 60 летательных аппаратов различных типов и до 10 беспилотников.

Авианосец "Ламантин" / Фото: Судострой
Авианосец "Ламантин" / Фото: Судострой

"Ламантин" – не единственный претендент на постройку в качестве первого полностью российского авианосца ("Адмирал Кузнецов" был построен в Советском Союзе в 1991 году). Пару лет назад Крыловский государственный научный центр (КГНЦ) разработал концепт-проект лёгкого многоцелевого авианосца с газотурбинной энергоустановкой и корпусом полукатамаранного типа.

Лёгкий многоцелевой авианосец от КГНЦ / Фото: Судострой
Лёгкий многоцелевой авианосец от КГНЦ / Фото: Судострой

Полное водоизмещение этого корабля составляет 44 тыс. тонн, длина – 304 м, ширина – 74 м, осадка – 8 м, скорость полного хода – 18 узлов. Экипаж насчитывает 1500 человек, самолётовместимость – до 40 единиц.

Корпус полукатамаранного типа позволил значительно увеличить площадь полётной палубы при относительно небольшом водоизмещении. Лёгкий авианосец стал более бюджетной альтернативой представленному КГНЦ в 2015 году тяжёлому авианосцу "Шторм" (проект 23000Э) водоизмещением 95 тыс. тонн.

В июле 2019 года создавалось впечатление, что проект лёгкого авианосца полукатамаранного типа ближе к реализации в металле, чем "Ламантин", который на тот момент у руководства страны в лице вице-премьера Юрия Борисова особого интереса не вызвал. Теперь к "Ламантину" вновь возвращаются. По крайней мере, к выставочному макету.

Авианосец с корпусом полукатамаранного типа / Фото: Судострой
Авианосец с корпусом полукатамаранного типа / Фото: Судострой

Впрочем, в последнее время в отрасли всё чаще говорят о проекте нового авианосца с ядерной #энергоустановкой водоизмещением 70 тыс. тонн. Эти параметры примерно соответствуют варианту отечественного авианосца нового поколения, о котором в Объединённой судостроительной корпорации рассказывали ещё в 2009 году.

Если вернуться в наши дни, то, согласно данным руководства ВМФ, сначала должно быть завершено восстановление технической готовности "Адмирала Кузнецова", и только после этого может вестись строительство нового корабля. По крайней мере, такие планы озвучивал в июле 2019 года главком ВМФ Николай Евменов.

Выходит, с учётом последних событий с "Адмиралом Кузнецовым" в Мурманске, создание нового авианесущего #корабля может начаться не ранее 2023 года. Если планы опять не поменяются.