С уроков географии мы все знаем, что перевал – это понижение в гребне горного хребта или массива. Они, перевалы, служат местами наиболее удобного перехода из одной горной долины в другую. С одной стороны, перевалы – это явление обычное для горных территорий, с другой - все перевалы овеяны сакральным смыслом.
При переезде через гору коренные жители Алтая считали своим долгом в честь духа этой горы положить камень или ветвь, в результате чего постепенно составляются горка камней и веток с примесью ленточек и конских волос. Их и называют - обо. Камни, сложенные пирамидкой символизируют родовую гору, на вершине которой растет Мировое дерево. Вокруг палок обматывают конский волос, так как считают, что через него можно общаться с духами предков. Считается, что Мировое дерево соединяет три сферы Вселенной: корни Мирового дерева находятся в Нижнем мире, ствол – в Среднем, а ветви – в Верхнем. Ранее шаман, отправляясь к духам, поднимался по Мировому дереву в Верхний мир или спускался в Нижний. После прихода на Алтай ламаизма конский волос в ритуалах заменили на полоски материи. По представлениям алтайцев, вблизи обо можно встретить духов в образе путника. На перевалах люди произносили благопожелания духам гор – алкыш.
Мы вас приглашаем к путешествию на Ороктойский, или как прозвали его наши туристы - перевал «Свежее дыхание», который вполне проходим на отечественном джипе УАЗ, а в сухую погоду почти на всех внедорожниках. В дождливую погоду штурм Ороктойского перевала - достаточно серьезное испытание для всех. Перевал разделяет реку Ороктой (левый приток Катуни) и реку Башлан (левый приток р. Курата, впадающей в реку Урсул). В литературных источниках высота перевала 1600 метров, по навигатору – 1645 м. Подъем на Ороктойский перевал со стороны села Ороктой весьма крутой, а со стороны Чуйского тракта - пологий. Уже с привершинной части перевала (если двигаться от села Ороктой), открываются виды на Куминский и, находящийся в голубоватой дали, Сумультинский хребты. Слева от дороги видны Карбановские белки. Сегодня через Ороктойский перевал проходят велотуры, предлагаемые различными туристическими агентствами. Многие автотуристы также проверяют проходимость своих машин на этом перевале. В СМИ отмечается, что в будущем дорога, соединяющая Чуйский тракт и Чемальский, будет подвергнута реконструкции.
Итак, путь на Ороктойский перевал со стороны долины Катуни идет Чемальским трактом до Ороктойского моста, после пересечения которого он пролегает уже по левобережью Катуни в южном направлении, проходя по Ороктойскому бому, за которым сворачивает вправо на село Ороктой.
Село Ороктой располагается в долине одноименной реки, являющейся левым притоком Катуни. Точной даты села Ороктой не установлено. Первый же письменный документ, где ведется речь о селе, датирован 1886 годом, что позволяет предполагать, что селение Ороктой существовало еще и до 1886 года. В «Списке населенных мест Томской губернии» на 1911 год значился заселок Ороктой, располагающийся в 790 верстах от Томска, в 278 верстах от уездного города, в 58 верстах от почтового отделения, в 199 верстах от квартиры крестьянского начальника, в 58 верстах от станового пристава, в 179 верстах от мирового судьи, в 278 верстах от судебного следователя. Число дворов было 9, душ мужского пола - 30, женского пола - 46. По состоянию на 3 апреля 1920 года Ороктойское сельское общество, в которое входили кроме села Ороктой и урочища Корбан и Карасу, насчитывало 163 жителей, из них 79 мужчин и 84 женщины. Сегодня в селе проживает 281 человек, 94 семьи. Первая школа была открыта в доме Василия Артищева на 25 человек, из которых русских 5 мальчиков и 6 девочек, из инородцев – 11 мальчиков и 3 девочки. В 1954 году была построена 4-классная начальная школа общей площадью 150 м² с тремя классными комнатами и специальным домом для учителей. В 1925 году по решению общего собрания открыт ликпункт для взрослых, изба-читальня, сельхозкружок, организована коневодческая артель, начался сбор пожертвований для устройства яслей. В апреле 1930 года в селе организован колхоз «Завет Ильича». В годы Великой Отечественной войны около 60-ти ороктойцев ушли защищать Родину. Вернулось домой только 26.
За селом «качество дороги» заметно снижается, и она переходит в разряд грунтовых. Уточняем, что при развилке дорог на перевал ведет левая. Постепенно она - дорога начинает «карабкаться» вверх, и окрестные степные, а потом луговые пейзажи сменяются лесными, древостой которых представлен лиственницей и кедром (сосной сибирской). Где-то на подступах к перевалу, прямо у дороги лежат отвалы мраморных блоков разных размеров.
Именно здесь раньше и добывали мрамор (стоит отметить, что это мраморное месторождение не единственное). В настоящее время трудность промышленной добычи и вывоза мрамора оставляет эти богатства нетронутыми. В Ороктойском месторождении мрамор нескольких цветов: палевые и белоснежные мраморы сменяются розовыми и золотистыми. А узорчатость Ороктойскому мрамору придает мозаика включений гематита. Ороктойский мрамор отличается хорошими техническими свойствами: он плотный и мелкозернистый, поэтому легко поддается обработке, хорошо полируется. По своим же художественным свойствам он не уступает лучшим греческим и итальянским мраморам. Архивные документы рассказывают, что 3 февраля 1937 года на заседании Ойротского облисполкома было принято решение о форсировании строительства и ввода в эксплуатацию мраморной фабрики в Ороктое. В августе были утверждены: проект плотины для мраморной мастерской, смета для строительства мастерской. Продукция Ойротской мраморной фабрики сыграла значительную роль в облицовке значимых зданий в Москве и Московского метрополитена. Фабрика просуществовала до 1956 года. В 1956-1957 гг. цеха фабрики были разобраны и перевезены в Горно-Алтайск для строительства жилых домов для преподавателей пединститута и общежитий для студентов.
Мы отправились в поездку к Ороктойскому перевалу в начале лета. В кустарниковом подлеске цвела жимолость, а травяной ковер был пестрым от обильно цветущих высокогорных видов растений разной окраски. Слева высился пологий, но высокий горный массив с названием Белки Карбана, на котором блестели снежники. Несколько раз мы останавливали машину и рассматривали окрестности, вспоминая известный афоризм: «Большое видится на расстоянии». Человек – удивительное создание, восторгается лишь новыми впечатлениями, порой, не замечая в привычных пейзажах красоту и очарование. Вот и нам для жизни не хватает все новых открытий и исследований, поэтому и мчимся мы то за закатом, то за восходом, не переставая, порой переводить дух от увиденного. На вершине перевала, обозначенной повязанными ленточками (кайра), двумя плакатами, призывающими к осторожному обращению с огнем, произрастает кедрач. Среди кустарников обычна жимолость.
В травяном ярусе встречаются типичные для высокогорного пояса Алтая растения: фиалка алтайская, ветреница длинноволосистая, змееголовник крупноцветный, красивоцвет саянский и др. В июне месяце вдоль дороги встречаются раскидистые кусты пионов (так называемый, Марьин корень). Мы гуляли по перевалу около часа. Борис Михайлович Примак, а именно он и привез нас сюда на своем УАЗике, присел на лиственничную корягу и, надев очки, вглядывался в атлас республики Алтай. Ярослав в свои три года, с удовольствием крутил руль внедорожника под присмотром отца. Я же «кинулась» фотографировать высокогорные растения, хотя все их прекрасно знаю и не раз уже снимала в горной тундре по всему Алтаю.
И еще – воздух перевала, действительно был «свежим» – горным, именно это и подметили наши туристы, проезжая Ороктойским перевалом, который был первым горным перевалом в их путешествии по Алтаю.
Спускаясь с перевала, мы вновь остановились у мраморных отвалов, но уже для перекуса. Здесь почти у воды горной речки, ополаскивая посуду, я обнаружила невзрачное, но очень интересное и редкое растение – селезеночник овальнолистный. Его цветоносные стебли не превышали 15 см. Мелкие цветочки с миллиметровыми тычинками и зелеными чашелистиками располагались в разветвленных щитках на коротких цветоножках. Этот селезеночник является как реликтом третичных широколиственных лесов, так и Алтае-Саянским эндемиком. Так же мы прихватили мраморный камень, как сувенир о путешествии к перевалу «Свежее дыхание». Пообедав, мы выдвинулись на поиски Агайринской пещеры, рассказ о ее поисках и результатах изложу в следующий раз.
Путешествия продолжаются…. Ольга Шадрина, фото автора