сегодня мы проведем небольшое исследование, посвященное посвящению в гендер.
Дважды использованное слово «посвящение» не является тавтологией и может рассматриваться, как акцент. Священный обряд. Они существовали в дорелигиозных верованиях, закрепились, как обязательные, в религиях, и дошли до современности. Однако сейчас они, скорее, являются «упаковкой с традиционным содержимым», утратили истинный смысл и стали хорошим поводом устроить праздник и получить дорогие подарки.
Постараемся разобраться, почему это так.
Как мы теперь знаем, аграрная революция, оседлый образ жизни, стали нашим переходом между царством животных в возможность эволюционировать до человека, открыв в себе присутствие чего-то большего, чем физическое тело. Например, управляемого разума и «частицы бога» - души.
Этот процесс начался около 70 тысяч лет назад и продолжается до сих пор.
Его ещё красиво называют: «человек – это мост между землей и небом».
Каждый день мы идём по этому мосту, то вверх, то вниз, совершая поступки, делая ошибки и выбирая – кто я сейчас? Животное или человек? Каждый день и в каждом действии.
Разумеется, речь идёт об осознанном выборе. Он возможен, но при одном условии - если мы покинули зону «Невежество» и осознаём свои поступки. Если живём бессознательно, то за нас это делают, как вы теперь знаете, генетически закреплённые программы скафандра (инстинкты и рефлексы), а также программы, полученные посредством воспитания. Их же мы передаём, воспитывая детей (даже если отрицаем это).
Чтобы закрепить фактор ответственности за решения и выборы, в верованиях и религиях существовали и существуют обряды посвящения детей во взрослые.
Конфирмация и коммунион в христианстве, бар (бат)-мицва в иудаизме, миропомазание в православии. Это ритуал принятия ребёнка в мир взрослых со всеми правами и обязанностями.
Интересные факты.
В православии миропомазание совершается сразу, вместе с крещением. Напрашивается вопрос: то есть, если человека крестили младенцем, как это принято, то отдельного перехода во взрослое состояние не предполагается? Либо сразу все взрослые, «по умолчанию», либо не взрослеют, чтобы принять права и обязанности? Что подразумевается таким обрядом?
В иудаизме возраст бар-мицвы для мальчиков и бат-мицвы для девочек отличается на один год: 13+1 день для мужского гендера и 12+1 один день для женского. По-моему, тут всё учтено: кто руководит процессом создания новой жизни, у того и больше ответственности, и тем раньше она наступает. После ритуала подростки обладают всеми правами, могут заключать брак, владеть недвижимостью, а сам обряд – как экзамен, к нему готовятся, изучают священные книги под присмотром высшего духовенства и, вероятно, это и является переходом в понимание важности наступающего периода.
Вне религиозных ритуалов, в светской жизни, наверное, «конфирмацией» может считаться наступление возраста полной уголовной ответственности за совершенные преступления против общества. Грустно это осознавать.
Конфирмация в переводе с латыни означает «утверждение». Что утверждается?
Утверждается понимание бывшим ребёнком своих прав и, главным образом, обязанностей перед обществом.
Утверждается его понимание, что для того, чтобы иметь право быть защищенным не только в семье, но и в обществе, иметь возможность спокойно взрослеть, за это нужно учиться вносить свой вклад. Чем платить? Например, серьёзным отношением к личной и гражданской ответственности, проявлением уважения к правилам и законам.
Утверждается понимание, что время, когда ему, как ребёнку, давалось всё необходимое «просто так» - закончилось, и теперь он должен своим поведением и отношением, в первую очередь, к тем, кто о нём заботится, заслуживать право чувствовать себя защищенным.
Заслуживать право быть взрослым. Служить, то есть делать что-то не только в своё удовольствие, а учиться преодолевать лень и естественные трудности, чтобы служить другим - приносить пользу семье и обществу.
В слове «служить» нет ничего унизительного, часто его путают с однокоренным словом «прислуживать». Хорошо, что у нас есть наследие классика родной литературы А.С. Грибоедова: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», что и ставит всё на свои места.
Взрослые учат молодежь уважать правила, жизненный уклад.
В этом процессе есть не только, чисто, утилитарный смысл – чтобы в социуме было спокойно и безопасно.
Более глубокий смысл – это привитие юным понимания, что в каждом из нас есть добро и зло. Уважение к правилам, служение и ответственность помогают развивать добро, а наоборот – зло. Никто этому не может научиться самостоятельно. В детях, оставшихся без «призора» (без присмотра), неизбежно развивается зло, потому что эта энергия больше помогает выживанию. Настораживает то, что таковыми являются дети не только в детдомах, но и в «нормальных» семьях, где родители не понимают, что такое настоящее воспитание.
Например, все знают повесть, которой «нет печальнее на свете». Историю Ромео и Джульетты. Их гендерный бунт пришелся почти точно на возраст конфирмации. И, так же все знают, каков был конец. Вот как описал это автор, У. Шекспир:
«…полезно всё, что кстати, а не в срок – все блага превращаются в порок.
К примеру, этого цветка сосуды: одно в них хорошо, другое худо.
В его цветах – целебный аромат, а в листьях и корнях – сильнейший яд.
Так надвое нам душу раскололи дух доброты и злого своеволья.
Однако в тех, где побеждает зло, зияет смерти чёрное дупло».
«Злое своеволие» детей и подростков естественно, но оно не имеет никакого отношения к свободе воли, как раз, наоборот. Мы те люди, которые должны им это объяснять и учить развивать энергию добра, если, конечно, сами умеем это делать не только на словах.
Другой пример: не так давно, немногим, более, 100 лет назад, самым страшным наказанием, вне «уголовного кодекса», за ослушание родителей или старейшин, за нарушение правил жизни сообщества, было изгнание. Например, за нарушение обещания согласия на брак.
Если «сговоренная невеста», бежала с другим, то уже не могла вернуться ни к родителям, ни в деревню, так как была прилюдно отлучена за грех проявления неуважения к воле родителей и данного ими обещания. Она считалась обесчещенной - лишенной чести, и семья не могла принять ни её, ни её детей обратно. Красиво такие истории выглядят только в романах, которые заканчиваются на том месте, где влюбленные «убегают, взявшись за руки» от «злых и непонимающих их чувств родителей».
На самом деле – без материальной поддержки и энергии благословения родителей, своенравной юной паре, совершившей преступление на волне гендера в первом значении, выпадали только лишения. Зачастую, их утлая, наспех сколоченная «любовная лодка», не выдерживала суровой жизни вне крепких общинных связей, а результатом были нищенство, болезни, смерть и беспризорные дети.
Так было всегда.
Заявив о правах и не познав обязанностей, юные не могут справиться с собственной энергией червоточины зла.
Требование к выполнению правил. Звучит неприятно.
Но каким ещё образом можно детям-подросткам-юным внушить понимание уважения? Пока ничего другого не придумали.
У-важить, уважать – делать что-то важное для себя и других.
Так обуздывались гормональные гендерные порывы и старшие помогали младшим сублимировать (переводить) их в «мирное русло» - в овладение навыками, ремеслом и профессией, в раскрытие своего таланта или способностей.
Уверена, вы догадались - это и есть гендерная харизма.
Так было всегда и у всех народов, пока, как мы уже выяснили в предыдущих статьях, наступившая слишком внезапно для наших неокрепших умов кибер-революция, не превратила родителей во не взрослеющих «питеровпенов», а детей во «всезнаек», которые ничего не умеют, кроме, как получать удовольствие в потреблении и обмене информацией.
Почему наши умы не окрепли?
Потому что всё, что мы знаем о мире, «биты информации» собирались десятки тысяч лет, узнали мы об этом за последние 100, захлёбываться в этом океане стали всего 20-10 лет назад, а скорость всё увеличивается.
Какое уж тут уважение.
Наш скафандр в такие «игры разума» не играет. Ему нужно время, чтобы привыкнуть и перестроится. По его понятиям мы только «вчера» на две ноги встали, чтобы освободить руки для «палки-копалки». Он работает по своим законам, чтобы выносить ребёнка, ему, по-прежнему, нужно 9 месяцев, а, чтобы помочь ему стать человеком, нужно самим научиться им быть. Научиться.
Энергия благодарности и её более зрелая форма - уважение – это энергия мужчины, отца.
Но инсталлировать её в необузданный гендер без поддержки матери - не представляется возможным. Родители – это команда.
Непоследовательность действий, или, ещё хуже – соревнование друг с другом или самоутверждение за счёт ошибки другого, мгновенно улавливается детьми. Как вы помните – дети лучшие эксперты в области оценки справедливости и чувств. Дети теряют доверие к родителям и, соответственно, мотивацию к тому неприятному процессу, где нужно делать над собой усилия и выполнять требуемое.
Примерно, с возраста первого гендерного криза, с 3-4-х лет, ребёнка нужно приучать не только «спасибкать», а осознанно благодарить, используя и перенаправляя энергию его гендера, развивая, тем самым, харизму.
Так, постепенно, без чрезмерных ломок и затяжных истерик, к третьему кризу – в 11-13 лет, он привыкнет, что, если хочешь что-то получить сверх необходимого – это нужно заслужить, проявляя послушание, выполняя требования и выказывая уважение к старшим. Это очень энергозатратный и длительный процесс, требующий полного внимания от обоих родителей и всех влиятельных взрослых, допущенных к воспитанию. В проекте мы будем уделять этой теме значительное внимание.
Но как прививать уважение, если родители сами ведут себя, как подростки – нетерпеливые, безответственные, непоследовательные и претенциозные? Или, другой вариант - бессознательно проецируют на детей тяготы своего детства и, реализуя давние мечты «о лёгкой жизни», сначала заваливают незаслуженными подарками, а потом их же обвиняют в неблагодарности?
Это только пара примеров – посмотрите, но не вдаль, а вблизи, увидите ещё множество других, не менее впечатляющих образцов передачи неблагодарности и неуважения по наследству.
Дети учатся жизни не на примерах из учебников истории и права. Они учатся на примерах окружающих взрослых. Так было и есть.
Конечно, нельзя сказать, что всё, что мы сейчас имеем в обществе – это нечто новое. «Конфликт отцов и детей» был всегда, потому что это естественно - новому не будет места, если старое не потеснится. Потеснится, а не пропадёт вовсе, выброшенное на свалку, потому что в «твиттере» написали другое. Неестественны сейчас масштабы. Одно-два яблока, сгнивших на ветке – не проблема, больше – повод задуматься, найти причину и устранить, если мы заинтересованы в урожае. Причина содержится не в «яблоке», а в «ветке, стволе и корнях» - это мы с вами – семья, род, учителя, и лучше бы нам принять эту ответственность не на словах, а на деле.
«Где, укажите нам, отечества отцы, которых нам принять за образцы?», А.С. Грибоедов написал «Горе от ума» почти 200 лет назад и назвал комедией. Можно согласиться, если вспомнить Гегеля и его мысль, что «История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса».
Участниками чего мы сейчас являемся?
Я не склонна идеализировать «оптом» прошлые времена, но и отрицать науку тоже не могу. Мы, сапиенсы, движемся по мосту, и в переходном периоде к человеческой форме не имеем другого способа познания себя и мира, кроме, как использование метода проб и ошибок. Ошибок было много, но мы успевали некоторые из них понимать, учились исправлять и, даже - успешно.
Задумайтесь, если что-то передаётся тысячелетиями, как, например, обряд посвящения во взрослые, и почти не меняется, не зависит ни от времени, ни от эпохи, ни от геополитики, ни от народа, ни от языка, на котором они говорили, то, наверное, в этом есть смысл и стоит это беречь и развивать? Но не как религиозный обряд, а как понимание того, что такое настоящее воспитание.
Знания, наука, технический прогресс – разве, это не новая «религия»?
Разве мы не молимся на интернет и гаджеты, не выпуская их из рук? Советуемся с ними и, узнавая новое, обмениваемся с другими. Разве мы не зависимы от них? Разве мы не верим «кибер-Google» больше, чем, кому-то из реальных людей?
У всего есть две стороны, может быть, мы можем воспользоваться техническим прогрессом, чтобы помогать юным в их становлении, научившись говорить на их языке, но важные вещи?
Или пустим всё на самотёк, поддавшись тому, что нас разъединяют и отрывают друг от друга, погружая в мглу потребительства и эгоцентризма?
Что мы хотим передать своим детям? Чему их научить?
Каким мы хотим видеть мир, который будут создавать они, когда придут нам на смену?
Неужели таким, где нет правил и каждый делает, что хочет, распространяя безумие и хаос вседозволенности, как чуму в средневековье? Разве безответственность не похожа на неё?
Может быть, пришла пора признать нам, взрослым, что без знаний, «по-старинке», невозможно воспитывать современных детей? Признать, сделать, что нужно, и внести этим свой вклад в эволюцию вида.
Если вам не всё равно и вас тоже интересуют такие вопросы,
… это значит, что продолжение, непременно, будет…))
благодарю вас за внимание, с уважением, МВ.