В тени стены, за занавесом.
Второе впечатление о наследстве.
Потенциальные возможности личности, сформированной в условиях тоталитарных режимов. Ограничения и опасности, как возможности, открывающие креативность и уникальность. Феномен Rammstein.
На примере анализа творчества группы Rammstein.
Вот уже 28 лет, как нет страны, в которой мы родились. Нет ни «занавеса», ни «стены», ни специфики жизни в тоталитарном режиме. Но, похоже, что мы имеем «синдром ампутантов», испытываем фантомные боли и находимся в зависимости от призрака. Как иначе объяснить то, что мы до сих пор муссируем недостатки нашего наследия? Приводим аргументы, «неоспоримые» факты, упиваемся ими. Однако, если быть объективными и вспомнить, что «каждая медаль имеет две стороны», значит были и преимущества? Конечно, были и есть.
В каждой опасности живёт возможность, это закон природы. Но возможности спят, зачастую «мёртвым сном», в саркофагах наших привычных ограничений, пока мы испытываем «стокгольмский синдром» и никак не можем расстаться с ролью жертвы. Может быть, пора ударить по саркофагу «таранным камнем» и расколдовать себя?
Это небольшое исследование проведено для того, чтобы на таком ярком примере, как группа Rammstein, создать второе впечатление о своём наследстве, и, осознав преимущества, которые пришли к нам вместе с ограничениями, попробовать разбудить творческий потенциал и позволить себе стать личностью, не только обладающей уникальными качествами, но и умеющей их успешно реализовывать на пользу себе и обществу.
Что помогло нашим «братьям по неволе» сделать это? Как им удалось конвертировать опасность «духа пораженчества» в возможность проявить уникальность? Чему мы можем научиться, если изучим «феномен Rammstein»?
Это исследование проведено из потребности помочь пролить свет на самые тёмные углы нашей психики и, конечно, из чувства глубокой благодарности к творцам – артистам группы, к тому, какое послание они создали своим творчеством, предоставив нам возможность понять что-то важное о себе. Я очень рада, что успела созреть для того, чтобы увидеть это и понять. В этом исследовании я не претендую на статус «истины в последней инстанции», скорее, это взгляд из нашего поколения, прошедший анализ на основе знаний психологии личности и общества, синтезированный в мнение. Возможно, я надеюсь, что это исследование поможет и другим «рожденным в неволе» сделать в себе полезные открытия.
Кто они такие?
Воспринимать Rammstein только как «метал-индастриал-рок группу», это всё равно что говорить «смартфон существует только, чтобы звонить».
Сейчас Rammstein – «рекордсмены долгожительства», группа существует четверть века. Мало, кому удаётся одним составом прийти к такому возрасту, тем более, что все они яркие, харизматичные личности (как они о себе говорят: «6 капитанов на одном судне»). Четверть века лет упорного труда, в котором, как в любых настоящих отношениях, было всё – ошибки и падения, слияния и разводы, взлёты и полный триумф. Они говорят, что в самые трудные времена их поддерживало умение разговаривать друг с другом, сотрудничать, честность, трудолюбие, организованность, ответственность, смелость, вера в себя, друг в друга и в смысл того, что они делали.
За 25 лет совместной жизни они выпустили всего 6 альбомов. Последний – 10 лет назад. Каждый из них ищет какой-то свой путь в творчестве, но недавно они собрались вместе, чтобы записать новый альбом. Он выходит вот-вот – в мае 2019, и открывает гастрольный тур по Европе. Некоторые говорят, что это «завершающее крещендо симфонии» их совместного творчества. В этом месте ценителям, фанатам и поклонникам положено горестно вздыхать, но о себе могу сказать так: я чувствую, что мне ещё есть с чем входить в контакт из того, что они успели создать. Чем больше я узнаю, тем открываются всё большие глубины контента их творчества. Своим примером они вдохновляют меня расти профессионально, развиваться, как личность, учат не бояться своей искренности и помогают быть честной с другими.
Итак, как это произошло с ними? Что можно назвать преимуществами формирования личности в изоляции, в условиях тоталитарного режима и потребительской (и информационной, как части потребления) стерильности? Меня настолько впечатлило это открытие, что пришлось придумать ему название на родном языке Rammstein: Konzumerismussterilität (потребительская стерильность).
Как всё это помогло шестерым парням из ГДР стать легендой?
Преимущество первое. Раннее взросление.
Дети тоталитарных режимов рано взрослеют. В отличие от «стран запада», где с середины 60-х начал распространяться стиль воспитания, так называемый «spät-romische Dekadenz» (вседозволенность, избалованность), у нас не было «псевдодемократии» в отношениях с родителями, мы знали своё место. Это приучало нас к уважению авторитета старших и самостоятельности, умению учиться, приобретать разные профессии и заботится о себе в любых ситуациях. Когда появилась возможность реализовать естественное буйство, страстность, подавленные в юности – это произвело эффект стартующей ракеты.
Так произошло и с Rammstein. К моменту падения стены и последующему, вскоре, объединению в группу, они были 30-ти летними, что, по меркам тоталитарного режима – совершенно взрослыми. Они успели приобрести разнообразный и болезненный опыт, как в личных отношениях, так и в отношениях с желанием сделать музыку своей профессией. В музыкальный бизнес они, в отличие от неопытных и юных музыкантов, пришли с тем, что является источником вдохновения – с болью и неудовлетворенностью рано повзрослевших людей и потребностью реализовать её через творчество. «…вторая молодость приходит к тому, кто первую сберёг» - их расцвет пришёлся на возраст, когда у большинства групп, созданных в юности, начинается спад. В течение 10 лет, отштормив, как и положено, в поисках своего стиля, к третьему альбому со знаковым названием Mutter («Мама») – они стали теми, кому позволено оставить свой автограф в книге памяти нашей эпохи.
Творчество Rammstein несет в себе глубину по-настоящему выстраданных чувств -личный опыт боли от того, что не можешь этим ни поделиться, ни выразить себя, не пойдёшь с этим ни к родителям, ни к другим взрослым. На сцену они пришли с пониманием, что такое боль, страх и гнев, какие они могут принимать уродливые формы и губить хороших людей. Они принесли с собой багаж чувств и реализовали его в понимании, что без давления невыраженной боли взрослого человека, нет настоящего творчества, способного затронуть сердца других людей. Здесь питаются корни их таланта, отсюда такой успех.
Преимущество второе. Умение довольствоваться малым.
Жизнь в тоталитарном обществе не подразумевала «поисков себя» в праздности, все были обязаны иметь работу. Даже дети из обеспеченных семей «советского истеблишмента» и их придворных, знали, что продлить себе относительную беззаботность детства можно одним способом – поступить на дневное отделение в ВУЗ. Однако, эта же самая ситуация освобождала от потребности много зарабатывать – всё, что было представлено в виде товаров и услуг в нашей потребительской стерильности - стоило дёшево и было доступно. Занятость была обязательной, но минимум или максимум каждый определял для себя сам. Мы не то, чтобы вынуждены были привыкать, обходится малым, мы не имели другого опыта – все вокруг жили так же.
Будущие Rammstein прошли те же этапы, как и наши «рокеры» - выбрали необходимый минимум. Работали истопниками в котельных, продавцами, плотничали, а в свободное время – писали стихи, осваивали возможности инструментов на крупицах поступающей, в данном контексте, из-за стены, отголосках «вражеской» музыкальной жизни.
Привычка довольствоваться малым помогает избежать жажды немедленной наживы и власти быстро, любой ценой занять высокий статус, что, особенно, давит на мужчин. Можно неспешно и, даже не подозревая об этом, собирать себя в профессионала, ни на что, особо, не надеясь, просто, занимаясь тем, что нравится. Так, «простые парни из ГДР», живущие в неволе, но, благодаря этому - свободные от карьерной и потребительской гонки, имели время и ковали из себя «профи экстра-класса», открывая источники вдохновения в себе и формируя опыт в условиях информационного дефицита.
Мы знаем выражение «красота требует жертв». Если заменить слово «красота» его синонимом, словом «гармония», а затем ещё одним синонимом, словом «качество», которое невозможно достичь без длительного, систематического, кропотливого труда, то становится очевидно, что при создании настоящего профессионализма нам всегда приходится платить высокую цену в единицах усилий и времени. «Время=деньги», поэтому качество стоит дорого и не может продаваться за дешево – это справедливо.
Преимущество третье. Умение приспосабливаться.
Теперь ни для кого не новость, что социальные образования тоже имеют не только тело - государство, но и психику – матрицу общественного сознания. Психологическая матрица тоталитарного режима, если не была разрушена внутренним геноцидом и успела трансформироваться в мягкую форму «застоя», является лживой, пропитанной двойной моралью. Страх системы перед гражданами прикрывается пропагандой и оптимистичными лозунгами, а граждане привыкают не верить государству, но держать это при себе, лгать ему и приспосабливаться, кто как может. Шутка времен советского застоя: «Государство делает вид, что нам платит, а мы делаем вид, что работаем». Жизнь в таких условиях учит слабых «не высовываться», а сильным помогает выработать иммунитет в виде гибкости, стрессоустойчивости, бесстрашия и умения рисковать, когда подворачивается удобный случай или приходит время.
Лживость пропаганды тоталитарных режимов и двойная мораль общественного уклада формируют качества, помогающие искать выход из разных ситуаций и, главное - находить формы сублимации гнева, как в данном контексте – формы творчества, пробуждающие других своей взрывной метафоричностью.
Конечно, Rammstein совершали ошибки, пока искали сублимацию, формировали свое уникальное представление о средствах выразительности в творчестве и растили веру в то, что они имеют на него право. Чтобы выносить на показ свой невроз достаточно безрассудности, а для сублимированных форм необходима смелость. Сначала, как и все начинающие, они хотели славы и пытались понравиться публике – «вы хотите голубоглазых бестий с накачанными обнаженными торсами – пожалуйста!», «вы хотите психоделических панков в стиле Линча и галлюцинаций на тему любви – пожалуйста!», «вы хотите тевтонских крепких челюстей с опасностью в глазах – и это, пожалуйста!» Но они быстро учились, а когда поверили в силу своего творчества и проверили мощь стиля подачи – совершили прорыв. Первыми из рокеров они начали показывать на сцене не просто кривляния под музыку, а настоящие перфомансы на тему проявления подавленных чувств. Некоторым ментальностям, выращенным в ханжестве двойной морали или, напротив, по другую сторону «стены», изнеженным в пресыщенности демократичными формами разнообразия, Rammstein могут казаться эпатажными «до неприличия». Этот аспект привлекает к ним основной поток фанатов - «бунтующих подростков», залитых гормонами агрессии и «недобунтовавших подростков» всех возрастов, слишком рано научившихся подавлять в себе естественные энергии страха и гнева. Интересный факт, самый большой фан-клуб группы – российский. У нас много общего, нас тянет друг к другу, как всех пострадавших с похожими травмами, даже если мы пребываем в неведении насчёт причин такого сходства.
Преимущество четвёртое. Возможность создать уникальный стиль.
Пропаганда тоталитарного режима выдавала гражданам информацию о том, что происходит в остальном мире «по талонам». В обработанном до неузнаваемости, практически, стерильном варианте, чтобы мы ни в коем случае не заразились духом свободы. Такая «информационная диета» имеет свои преимущества. Например, способствует развитию внимательности ко всему, креативности и поискам нестандартных, свободных от зашоренности, решений внутри себя. Уникальность развивается там, где есть собственное мнение и где оно, в большей степени, формируется под воздействием импульсов, идущих изнутри, чем от бессознательного впитывания информационного продукта, созданного другими и поставляемого снаружи средствами массовой информации.
Настоящий талант – это путь проб и ошибок. Rammstein экспериментировали и ошибались, пока не поверили в то, что их творчество уникально. Музыканты искали способы выражения чувств на основании своего личного опыта, вызревали, каждый в своей манере, учились отличать глубокое от одноразового, учились слушать себя и друг друга, поэтому смогли избежать влияния «американизма» в формировании своего стиля, в отличие от большинства рокеров той эпохи. В частности, поэтому им удалось настоять на том, что они будут исполнять песни на немецком, что определило тематику сценических образов как брутально-агрессивную, сформировало основную массу поклонников, очень быстро сделав группу успешной. Немецкий язык для тех, кто его не понимает, в сочетании с голосом певца и монотонно-ударными рифами рока, звучит грубо и возбуждающе, а для некоторых, например, нас – провокативно-узнаваемо на генетическом уровне, что усиливает активизацию бессознательных видов страха и последующую реакцию в виде выплеска подавленной агрессии. Теперь, где бы они не выступали – тысячи человек стоят и поют вместе с ними на немецком!
Иногда вид зрителей на концертах рок-групп напоминает массовый сеанс экзорцизма. Музыка в стиле «тяжелый рок» специально создается для того, чтобы активизировать и войти в контакт с наибольшим количество сенсоров, вызвать максимально сильный эффект физической и эмоциональной распаковки чувств. Эффект акустического резонанса, позволяющий телу совершать движения, которые в обыденной жизни подавлены, запрещены, находятся под давлением табу.
Уникальность «рока от Rammstein», «tanz-metal», как они сами называют свой стиль, заключается в сложности, ритмичности, многослойности музыки, её полной гармонии с подачей и со смыслом текстов. Зачастую, вовлеченные зрители, особенно находящиеся близко к сцене, выглядят звероподобно, что может вызвать пугающе-отталкивающее впечатление и затормозить, не дать пройти дальше, в контент перфоманса, к раскрытию глубокого смысла. Rammstein отличим и безошибочно узнаваем, потому что так активизировать восприятие и пробуждать чувства, мало, кому дано. Мы, глубоко внутри, имеем чувство гармонии, поэтому всегда её узнаём, особенно, на бессознательном уровне. На осознаваемом уровне это бывает затруднительно, так как наши внутренние цензоры отфильтровывают то, что упаковано пугающе, брутально или слишком непривычно. В этом Rammstein тоже уникальны, им нет равных.
Большинству потребителей музыкального рынка нравится то, что сформировало их вкус поглощением стандартных продуктов. Этот рынок так же зависим от моды, как и любой другой, поэтому он полон растиражированными «однодневками». Приходит мода на другое, вкусы публики меняются, но, если, угождая ей, время было упущено, музыкантам невозможно заново родиться в другую форму, потому что внутри – заполненность такой же стандартной проходящей мелочью. Трудно развивать свой стиль и не отвлекаться на создание того, что хорошо продаётся. Это риск. Риск поверить себе настолько, чтобы терпеливо трудиться, оттачивая уникальность. Как можно достичь такого уровня качества? Успешная уникальность – это результат полного погружения и полной самоотдачи в отношениях с тем, что делается. Это, как служение, как миссия, привнести в мир что-то, чего в нём не было.
Преимущество пятое. Возможность стать самородком.
Как и в СССР, в ГДР искусство и культура состояли на службе у режима, выполняли роль «рупора» пропаганды и были закрытым «клубом для избранных». Получать музыкальное образование и рассчитывать на успешную карьеру, могли дети признанных деятелей культуры и искусства. Участники группы Rammstein не имеют музыкального образования, поэтому ничто стандартное не забетонировало и не залакировало их отважность к экспериментам и открытость к первозданным чувствам в поисках своего стиля. Зависимость от догм убивает творчество. Творчество – это всегда путь в неизвестное. Новаторство и стратегия достижения цели - несовместимы. Rammstein растили себя сами и помогали друг другу становиться профессиональными музыкантами, поэтами и артистами. Внимание ко всему и неизменно высокое качество во всём, помогают поддерживать веру в себя, ценить отношения и оберегают от возвращения страха «не выделяться», что даёт силы продолжать шлифовать природные данные до бриллиантов мировой величины.
Преимущество шестое. Умение ставить общее выше личного и жертвовать собой ради общего дела.
В тоталитарных режимах не приветствовался индивидуализм. «Карьеризм» был редким и общественно порицаемым исключением, мы с раннего возраста привыкали к тому, что общественное важнее личного – «прежде думай о родине, а потом о себе». В таких условиях развиваются навыки, пригодные для коллективных форм труда, прививается чувство «плеча», коллегиальность, умение договариваться, искать компромиссы и ответственность за общее дело.
Например, фронтмен группы Тилль Линдеманн, обладая от природы мягким, тихим и тёплым баритоном, в сценическом образе берёт очень сложные, в музыкальном плане, композиции, поёт, как говорят профессионалы, «в неестественной речевой позиции», естественно, «лингафонный аппарат» изнашивается. К концу 2-х часового живого концерта, он почти теряет голос, но продолжает петь. Rammstein не был бы Rammstein, если бы не было этой жертвенности певца в поисках способов максимальной выразительности для передачи того, над чем трудилась вся команда. Каждый из них, в какой-то степени пожертвовал личными амбициями в творчестве, чтобы сохранить группу, в неизбежных кризисных ситуациях они не шли и на «замену игрока», как делают многие. Сейчас, уже будучи признанными звёздами мирового масштаба, Rammstein дают мало интервью и почти не появляются на публике вне гастрольных туров. И всегда, общаясь с масс-медиа, говорят одно и то же друг о друге: «мы команда» (или «мы семья на шестерых»). Чтобы ни происходило в межличностном плане, они несут ответственность за общее дело, вместе принимают решения и не останавливаются, пока каждый, все шестеро, не будут довольны результатом. Наверное, поэтому за 25 лет творческой жизни они создали 6 альбомов, где каждая песня прошла все трудности рождения отношений людей друг с другом и с тем, что они, как творцы, хотят сказать нам. Шесть талантов, гармонично соединенные в каждой композиции. Это чувствуется, трогает за самое живое.
Преимущество седьмое. Способность нести миссию.
Как было сказано выше, психологическая матрица общественного и личного сознания граждан тоталитарных режимов содержит импринт, в первую очередь, приносить пользу обществу, а не получать личную наживу. В условиях тотального дефицита мы могли не отвлекаться на поверхностное и были свободны от погони за сиюминутным. Мы были лишены возможности презентовать свою индивидуальность. И это обернулось благом для тех из нас, кто в себе не подавил, а хоть как-то, да поддерживал, исподволь развивая индивидуальность на самых глубоких уровнях. Такой подход характерен для людей, настолько верящих в то, что делают, что могут позволить себе рискнуть и попробовать достучаться до множества сердец. Это отличает людей, понимающих свою миссию от тех, кто, обладая талантом, использует его для достижения целей. Настоящий талант, несущий миссию, знает, что «размениваться на медяки» и специально говорить что-то людям – пустое занятие. Большинство потребителей рынка искусства и культуры имеют стандартное восприятие, стандартный вкус, сформированный масс-медиа и поэтому им нравится то, что прокачивается через их оптоволокно 24/7. Настоящий талант, имеющий чувство собственного достоинства, рискует выражать себя, свой опыт, чтобы искать и находить тех, кто понимает суть и уникальность подачи, пусть даже она скрыта за провокационным, или даже отвратительным, в привычной поверхностной трактовке, текстом или видеорядом.
Rammstein, создавая свой продукт, трудятся так, чтобы не просто что-то сказать, а именно, выразить, а для этого нужно привлечь максимальное количество средств для создания мельчайших деталей. Это сложная, дорогая по времени и усилиям, кропотливая работа. Концерт Rammstein – это Ниагара чувств, поэтому всё должно быть тщательно подготовлено, учтена каждая деталь, как они сами говорят: «мы очень хорошо распоряжаемся деньгами поклонников». Внешне, фактически, их концерты – это музыкально-пиротехническое шоу, требующее полной сосредоточенности, где каждый элемент и каждый шаг по сцене выверен, потому что огонь не прощает ошибок. Автопоезд из 40 грузовиков везёт реквизит, на них работают лучшие профессионалы, качество и продуманность каждой детали постановки такое, что даже при просмотре в виде записи, возникает ощущение, что это невозможно сделать «живьём».
Их работоспособность поражает воображение – в гастрольных турах они дают по 2-3 концерта в неделю, переезжая из страны в страну. Сейчас, когда артисты Rammstein уже в возрасте, почти всем за пятьдесят, они всё ещё в хорошей форме, дают 2-х часовые концерты перед тысячами ревущих фанатов и кажется, повторить такое - невозможно. В каждом концерте – полная выкладка качества, а каждая песня – это мини-спектакль, но «мини» только относительно минут. Чувства, которые они поднимают, не отпускают ещё долго, притягивая к продолжению. Каждый концерт – «на разрыв аорты» - это выступление чемпионов. Такое невозможно сымитировать. Такое не каждому дано прожить.
Клипы Rammstein, даже, периода установления стиля и, особенно, зрелости – это спектакли. В них так же прослеживается полное внимание к деталям и понимание – что они хотят выразить этим. Звёзды мировой величины могли бы ограничится выпуском альбомов и концертными турами, но они снимают очень дорогие мини-фильмы с лучшими режиссёрами, и все они говорят о Rammstein одно и то же – «они выкладываются, как никто больше» и работа с ними – это процесс, где режиссёр лишь помогает оформить концепцию того, что они хотят сказать. Они показывают то, что чувствуют, но, чтобы их понять, нужно понимать и свои такие же чувства. Проникновенность и глубину их творчества можно сравнить с орехом – тот, кто понимает, что внутри, справится и с колючками и толщиной стенок, его не остановит и не испугает устрашающего вида кожура, если он чувствует, что там есть что-то важное. Чувствует и понимает.
Стиль Rammstein – это самоотдача, они способны создавать то неповторимое и ценное, что оказывает влияние на не одно-два-три поколения, и на эпоху, в целом.
При этом они скромные люди. Взявшие на себя трудную и ответственную долю нести миссию, обычно, такие. В редких интервью, как бы вскользь, говорят о глубоких вещах, признаются в своих метаниях и ошибках в решении личных проблем, признаются в застенчивости, неуверенности, поисках любви и принятия себя, говорят о том, как выразить главные смыслы в творчестве, но делают это просто - без пафоса, презрения, самоуничижения или желания доказать другим то, во что верят сами и чему посвятили жизнь.
Признанная публичная маска социальной роли может приносить владельцу атрибуты власти и престижа, но не только это. Миссия характерна тем, что она может приносить пользу и другим, но при одном условии. Если за маской, сценическим образом, стоит зрелая, выстрадавшая положенное и развившая себя до скромного достоинства личность, а не бушует открытое пламя не сублимированного невроза.
Rammstein – это уникальность в совокупности с качеством, ответственностью, дисциплинированностью, внимательностью, трудолюбием и терпеливым пониманием, что глубину сублимированного страдания могут понять те, кто сам через это проходил и проходит. Так они несут миссию просвещения в отношении самых болезненных и мрачных частей психики человека.
Преимущество восьмое. Способность развивать «подпольное свободомыслие» и находить для него формы выражения.
Закладка структуры личности в условиях ограничений и стандартизации тоталитарных режимов, одних делает слабыми, а других делает похожими на самолёт на авианосце, который разгоняет двигатель с прижатыми тормозами, а когда предоставляется возможность отпустить тормоза, взлетает выше тех, кто тренировался на длинных и плавных взлетно-посадочных полосах.
Rammstein, как группа, собралась в 1994, стремительно взлетела, первые же песни стали «платиновыми», через 5 лет они собирали стадионы, а десятилетие группа встретила в мировой известности. Это не могло остаться незамеченным в музыкальном бизнесе и вызывало зависть. В самом начале карьеры, когда было много экспериментов со стилем, они пережили обвинения в реминисценции нацизма, создав клип Stripped, на кавер песни поп-группы Depeche Mode, соединив музыку с фрагментами фильма «Олимпия» Лени Рифеншталь, 1938 г. Для справки: Лени Рифеншталь, режиссер, опередившая своё время настолько, что до сих пор клипмейкеры находят в её творчестве источники вдохновения. Внешняя подача клипа Rammstein посвящена эстетике тел, красоте спорта, свободомыслию, но некоторым захотелось увидеть в нём воспевание ценностей третьего рейха. Поскольку в тоталитарных режимах искусство всегда стоит на службе у политики, выполняя роль пропаганды, а Лени Рифеншталь известна, в основном, как, «режиссер-документалист нацизма», то в умах тех, кто ещё не вытряхнул из себя наследие режима в виде двойной морали, параллель напрашивалась сама. Как будто, в СССР и у его вассалов, Олимпийские игры не являлись пышной фальсификацией для презентации режима. Как будто не было точно таких же массовых физкультурных шоу, но с «флеш-мобами» на тему «пятиконечной звезды», а не «свастики». Как будто слова: «позволь мне тебя увидеть такой, какая ты есть, покажи, как ты принимаешь решения без телевидения…» принадлежат Rammstein, а не одной из самых попсовых групп. В результате всех этих натяжек, попытка группы показать, что эстетика общечеловеческих ценностей, таких, как свободомыслие и право на высказывание собственного мнения, должны находиться вне политики - обществом была извращена и «незащитана». Rammstein тяжело переживали этот период, но написали песню Links 2 3 4, сняли на неё клип в стиле «1984» Д. Оруэлла, заявив, что сердце у них бьётся слева, а не там, где их обвиняют в праворадикальных взглядах, сделали нужные выводы и пошли дальше, развивать своё направление в искусстве и культуре. Направление свободы личности, несущей ответственность за свой вклад в общество.
Преимущество девятое. Специфические способы влияния системы на смену направления развития жизни: «не было бы счастья…»
В отношении таких особенностей тоталитарного режима есть много историй (и я не исключение). Но, когда это преимущество (всё ещё хочется поставить кавычки) происходило, оно выглядело, как самая настоящая драма, несло в себе множество тяжелых переживаний, которые, иногда, ломали личность. Мы знаем множество таких примеров сломанных судеб. Но и у этой «медали» есть вторая сторона.
Фронтмен группы Тилль Линдеманн в 10 лет поступил в спортивную школу, а в 15 уже участвовал в чемпионате Европы среди юниоров и занимал призовые места по плаванию на длинные дистанции (вот откуда такая выносливость), готовясь стать участником Олимпиады в Москве и профессионалом большого спорта. Но судьба, в виде специфики тоталитарного режима, распорядилась иначе. Подростком, на соревнованиях в Италии, он вышел ночью из отеля, чтобы прогуляться с девушкой. За это за «железным занавесом» взрослых могли в тюрьму посадить, но его «по малолетству» сделали «невыездным». По этой причине он не смог взойти на следующую ступень карьеры профессионального спортсмена. Его отбраковали. Так, зарождающаяся харизма личности в сочетании с законами жизни «за стеной», сделали ему подарок - помогли опасность превратить в возможность, сменить направление вектора и найти своё предназначение. Слава его уже ждала и вознесла так же стремительно, как и в спортивной карьере - через 5 лет после образования группы его знала «в лицо» вся Европа, а через 10 лет – весь мир. И, немаловажный бонус: профессиональный спорт создаёт высокий физический потенциал, за который платится высокая цена - он выжимает из детей всё. Тилль получил множество спортивных травм, последствия которых сопровождали его длительное время, таким образом тоталитарная специфика помогла ему сохранить здоровье.
Эпилог.
У Rammstein есть новая песня, составленная из фраз их мировых хитов, припев звучит так: «Ja! Nein! Rammstein!» - и в этих трёх словах выражено всё – им либо говорят: «Да!» и чувствуют их, как могут – телом, эмоциями или сердцем, либо говорят: «Нет!» и навешивают ярлыки, отвергая глубину опыта, к которому нет соответствия, чтобы пробиться через «кожуру» внешней подачи.
Но никто, кто даже мимолётно, вошел с ними в контакт, не остаётся равнодушным. Так на нас действует уникальность, даже если мы её отвергаем.
Специфика подачи полотен их творчества – это и камуфляж, и тест на интеллект и эмоциональную зрелость. Большинство тех, кто сказал им: «Да!!» юны и не могут быть готовыми к полноценному восприятию. Они пользуются контентом Rammstein, как «Kärcher», чтобы, соединившись с их бесстрашием, почувствовать облегчение, содрать с себя липкую паутину неуверенности и страха перед жизнью. По этой же причине от них отшатнулись те, кто сказал: «Нет!» - они отрицают, им страшно даже подумать, что в них этот страх тоже есть.
Для меньшинства из тех, кто сказал: «Да!» наследие Rammstein - это испытание любовью. Чтобы довериться, и вместе с ними, как с проводниками, погрузиться в мир, где любовь требует защиты и освобождения - для этого нужна интеллектуальная глубина, позволяющая быть смелым, и эмоциональная зрелость, чтобы решиться, поверить и пойти вместе с ними туда, где особенно страшно узнать о себе что-то, способное перевернуть привычное течение жизни.
Они взяли на себя трудную миссию, доносить до нас голос желания любить и быть любимыми. Желания, подавленного и скрытой во мраке страха, боли и разочарований. Они несут миссию пробуждать нас и побуждать искать возможности, хоть что-то исправить, вывести на свет и исцелиться. Можно сказать, своим страхам «нет!» и сделать тьму ещё глубже. Они дают пример того, что можно рискнуть, поверить, сказать страхам «да!» - и помочь силе жизни, любви рассеять мрак, в которую заключена душа и погружена личность.
В моём восприятии эти шестеро мужчин – рыцари любви.
Биография их творчества – это мольберт с красками, где шесть творцов пишут полотна о любви. О болезнях любви, увечьях и уродствах. О преступлениях на почве любви. О любви, запутавшейся в страдании. О крике отчаяния испуганного ребёнка, заплутавшего в лабиринтах одиночества и безысходности. О ярости, с которой он пытается освободиться. О том, как любовь пытается выжить и достучаться до нас.
Все их песни о любви. Они, как древние алхимики, ищут рецепты и пытаются добыть золото её эманации, высвободить от сцепки с болью, ненавистью, предательством, агрессией, страхом. Действуя «огнём и мечом» химии пробужденных чувств, они помогают нам пройти вместе с ними исцеляющий опыт и вернуть себе возможность любить и принимать любовь.
Творчество Rammstein – это гимн величию и бессмертию любви в сердцах смертных.
Каков итог этого небольшого исследования?
В этой же песне они использовали слова гимна своей почившей родины – «…восставшая из руин…» Лучше и не скажешь, чтобы описать опыт превращения опасностей в возможности, где Rammstein - красивый, яркий и полноценный пример.
«Мы с тобой одной крови, ты и я!». Мы, рожденные в неволе, выходцы из вынужденной изоляции, получившие в награду опыт глубинного контакта с собой, накопившие творческий потенциал, можем, как и они, превращать опыт боли в сияние уникальности. Это стоит того, чтобы довериться и получить второе впечатление о наследстве и скрытых в нём подарках.
Ради себя. Во имя любви.
Для себя и для других.
С чувством глубокой благодарности за вдохновение и бесценный опыт, с уважением и пожеланием всеобъемлющего благополучия к Till Lindemann, Richard Z. Kruspe, Paul Landers, Oliver Riedel, Christoph Schneider, Christian Lorenz и седьмому в их команде - духу творчества.
Благодарю вас за внимание, с уважением МВ.
P.S. Но это ещё не всё))
Вскоре стартует проект, и в стадии подготовки находится серия статей, посвященные психоанализу детских травм на примерах композиций Rammstein. Наверное, вскоре мне нужно будет официально запросить их разрешение на использование контента в методе терапии детских травм и восстановления уникальности личности. Надеюсь, что они, прочитав эту статью, мне позволят))