Про квартиру прадедушки-врача, ставшую во время войны коммуналкой, рассказывает читательница канала «Московские истории».
Мы жили на Плющихе. Наш дом был 3-этажный , стоял на месте нынешнего длинного № 42. Квартира изначально была родителей бабушки. Прадедушка был врачом.
Я плохо помню жизнь в коммуналке - наш дом расселили и снесли, когда мне было 4-5 лет. Но бабушка и мама, конечно, рассказывали много интересных историй. Подселять к нам, в отдельную квартиру, начали после бомбежек Москвы — в начале 1940-х. Сначала бабушке с дедушкой оставили две комнаты, потом одну - но подселяли своих, "местных". Никаких вещей у вновь прибывших , естественно, не было - поэтому бабушка отдавала все, что могла.
Рояль (небольшой, кабинетный) выкатили из гостиной в коридор, в закуток у черного хода - со временем там образовалась "музыкальная комната" для всех. Было пять жилых комнат плюс комната "за кухней " с окном. Там была как бы общая зона - постоянно там никто не жил, если только гости.
Сколько всего было народу, точно не знаю - в нашей комнате было 5 человек (из них двое детей) - но комната была большая на три окна. В семье наших друзей-соседей было на то время 4 человека. Мама говорит, что в кухне стояло три плиты и два холодильника - это на начало 1970-х годов. В остальных трех комнатах было 2-3 человека - все были с детьми.
Не представляю, чтобы дедушка и бабушка - я их хорошо помню - когда-либо участвовали в "коммунальных дрязгах". Дедушка всегда разговаривал тихо, спокойно, никогда не повышал голос. А бабушка была красавицей . Когда ей было около шестидесяти (они жили уже в отдельной квартире), я случайно увидела как дед затягивает ей на спине корсет и была поражена - так вот откуда тонкая талия!
В общем, по рассказам, никаких войн не было - просто надо было "перетерпеть". С одной семьей из бывших соседей близко дружим до сих пор - хотя, конечно, поколения сменились.
Сейчас мне трудно представить как можно было так жить - но как-то все притирались друг к другу.
Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru