Найти тему
Станислав Логунов

Почему каникулы в России такие длинные? Моя «теория заговора»

В производственной системе Toyota есть такое понятие, как mura – неравномерность. С ней всем-всем-всем настоятельно рекомендуется активно бороться, потому что она плохо сказывается на эффективности работы, а значит, на производительности труда.

А в Российском государстве, как известно, борьба за производительность труда поставлена чуть ли не на первое место. Как минимум, она регулярно попадает в разнообразные важные документы, которые генерируют важнейшие органы власти. Например, национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости», утвержденный в декабре 2018 года, предусматривает рост этой самой производительности в ближайшие годы на 1,4 – 5 процентов в год. Что, конечно, выглядит как статистическая погрешность, но зато кажется вполне достижимым. Трудно спорить с тем, что это благое намерение – доколе мы будем плестись вдалеке от мировых лидеров производительности. Ведь по ВВП на душу населения, по данным МВФ, мы занимаем почетное 62 место в мире из 186.

Но борьба в рамках национальных проектов – это скорее из области теории. Давайте посмотрим на практику. Раз уж Новый год позади – возьмем майские праздники.

Пожалуй, трудно найти человека, который бы время от времени не возмущался состоянием дорог или коммунальных сетей, под этими дорогами проложенных. Дорожные работы – сезонные, на их проведение, в зависимости от региона, мы имеем примерно 160 рабочих дней (с учетом суббот), в которые эти работы можно и нужно выполнять по правилам.

И только этот сезон начинается, как наступают... долгожданные майские праздники! Да не просто, а на 11 дней – три рабочих дня не вычитаю, в эти дни все равно почти никто не работает. Между прочим, 8 процентов от всего отведенного на земляные работы времени. А для гарантии того, что все граждане на праздники будут отдыхать, работы такого характера в эти дни во многих городах запрещаются отдельными региональными постановлениями.

У меня есть две версии, объясняющие, откуда эта вся история с первомаем-переломаем тянется:

Первая: традиция. В советское время таким образом одним ударом централизованно решали две проблемы: питания населения и повышения морального духа. Попробуй не приди на первомайскую демонстрацию! Прополощут на собрании, а то и в жилищный (гаражный) кооператив не примут. А после демонстрации все устремлялись на садово-дачные участки, готовиться к посевной. Землю под картошку перекапывать, рассаду помидорную на дачи завозить. И несмотря на то, что на демонстрацию уже никого не загоняют, а на дачах все больше лежат в гамаках, традиция сохраняется.

Вторая: международный заговор туристического бизнеса. Турки и греки совместно с киприотами с обеих сторон, несмотря на плохие отношения между собой, здесь, похоже, выступили единым фронтом. Золотое правило: ищи, кому это выгодно. Им точно выгодно. На новогодние каникулы россияне штурмуют Таиланд, а на майских наступает очередь стран поближе, цены там поднимаются на 30-50 процентов. Впрочем, российский турбизнес на каникулах тоже, конечно, зарабатывает, так что, возможно, заговор организовали своими силами, без иностранцев.

К чему я это все пишу? Если оставить только выходной на 9 мая, который я трогать, разумеется, не предлагаю, то чудесным образом производительность труда дорожников и их смежников подрастет на 5 %. А у всех остальных, кроме пассажирских перевозчиков и отельеров – на 2,5. И это минимум – у менеджмента и вовсе фраза «давай после майских займемся» обычно начинает звучать с 15 апреля и подразумевает «после 15 мая».