Уверенное владение заговорным словом, второе по значимости после травознайства, главное умение настоящего знахаря.
Без знания «добродейных заговоров» знахарское мастерство не может считаться вполне полноценным и достаточным. Умное заговорное слово, в народном понимании, способно выстраивать упорядоченное взаимодействие главных Сил Вселенной и управлять протеканием жизненных токов в человеческом теле.
Издревле, русским знахарям предписывалось «знать все травы тайныя, все камни чюдныя, все слова заветныя», а также обязательно иметь способности наговаривать с лечебною целью корьевые отвары, травяные взварцы и пригодные к врачеванию ведомые коренья.
В великорусском знахарском заговорном слове, нашла свое отражение истинно народная цельность миросозерцания. Яркие образы главных мировых Сил - Огня и Воды, Земли и Ветра, творящих видимый и невидимый Миры, призывались знахарями на помощь при врачевании различных болезней и восстановлении нарушенного Миропорядка.
Заговорное знахарское умение часто направлялось на оздоровление и «взбуд жизненных Сил» посредством ворожебных слов, особенного начертания знаков и приготовления различных наговорных вещей, включая сюда еду и питье, применявшееся с врачебной целью.
Извечной заботой многоопытного знахаря, было «изладить изусть или на письме» надежный заговорный «став», необходимый к каждому отдельному случаю - «на красоту, на леготу и доброздравие», создав его словесный строй, возможно, более образным и действенным в лечении. Для этого знахарю было потребно «всю свою думку целебную в заговоре пословечно высказать», соблюдая при этом «особный наговорный душевный да словесный Лад».
В севернорусских (кольских) говорах, сохранилось старинное слово «ладить», в значении - лечить заговорами. Там же, на Русском Севере, встречаем слова «полад, поладуха», в смыслах надежного, установившегося порядка - в семье, в делах и в Мире.
Непоколебимая народная вера в Силу слова, коренится на очень древних представлениях о том, что всякое слово, произнесенное вслух или начертанное рукой - обретает свою «плоть», и как следствие, оживотворяется в явном земном Мире.
Обыкновенно, заговорами сопровождалось любое обрядовое действие знахаря. Это могло быть «слово» на излечение от болезни, «на род, плод и прибыток» в домашнем хозяйстве или на благоуспешное совершение торгового дела.
Многознающие знахари, «гораздо поученные сему словосложению», сами создавали заговорное слово, приноровленное к повседневной жизни - на всякий житейский и «пачичайный» (непредвиденный) случай."
Продолжение следует...
Из книги А.Потапова и И.Ильиных "Знахарство на Руси" (наша книга)