Приквел исследования темы эмоционального интеллекта. Исследование потенциала бессознательного. Часть1: знакомство с Тенью.
Доводилось вам когда-нибудь держать полную луну на кончиках пальцев?
Разум понимает, что луна – это огромное небесное тело, возможность подержать её – это иллюзия, и опускает руки. Но сердце, наше сердце, устремленное к вершинам и звёздам, говорит: «Все ограничения только внутри нас, поверь!» и помогает поднять руки в направлении мечты.
О том, что мешает верить и поддерживать себя в поиске недостающего до целого, чего нам не хватает, чтобы чувствовать себя хорошо и как получить то, что находится на «тёмной стороне луны» нашего подсознания, вы узнаете, прочитав цикл статей.
Соединяя, согласно принципу преемственности, весь опыт, статьи являются приквелом темы развития эмоционального интеллекта. Из них можно взять информацию и соединить в целостный опыт репортажи из проекта ТО, глубже понять происхождение «чёрной сырой нефти чувств», «тёмной стороны луны» бессознательного, «теневых аспектов» личности и осознать, зачем нужно развивать эмоциональный интеллект. Без этого понимания «развитие ЭИ» будет не более, чем умственной конструкцией.
Все три статьи посвящены исследованию теории и практики возможности познания бессознательного в нас – нашей Тени.
Зачем, в принципе, знать, что такое «Тень»?
Возможно, кому-то для повышения осведомленности. Эта тема стоит в ТОП-е популярности тренда личностного роста, как и тема «эмоциональный интеллект». Для этого вам достаточно прочесть первую статью.
Если вы захотите пойти дальше, то вторая статья поможет приблизиться к пониманию, что происходит в нас, если мы не хотим иметь дело с Тенью. Почему у нас нет сил достигать желаемого, но хватает их на то, чтобы страдать, сравнивая обстоятельства реальности с иллюзиями о том, «как всё должно быть».
Третья статья предназначена для участников нового летнего проекта, пилотный выпуск которого ждёт нас. Мы сможем заново познакомиться с забытыми частями себя, что были скрыты от нас в Тени, прокачать их энергию через оптоволокно скафандра и, прикоснувшись к таинству целостности – измениться на всех уровнях.
Что бы вы ни выбрали - полезной и вдохновляющей вам прогулки по выставочному залу наших потенциальных возможностей. Верьте своему сердцу и идите к тому, о чём мечтаете.
Излагая концепт инструмента метода интеллектуально-духовного познания, я буду пользоваться термином «Тень» К.Г. Юнга, которым он обозначил бессознательное. Можно прочесть книгу «Борьба с тенью» и получить дополнительное впечатление об эволюции этого понятия в сознании самого автора. Разрабатывая теорию бессознательного, Юнгу пришлось пройти путь от:
«…только дефектное сознание может вызвать противодействие со стороны бессознательного», к
«…мы, психологи, путём длительного и болезненного опыта хорошо усвоили, что когда человека избавляют от его комплексов, то он лишается своих лучших ресурсов», до
«…осознать свою тень и научиться управляться с ней – участь всех людей».
Такая трансформация смысла понятия произошла всего за 30 лет. Причём, в то время, когда не было технических возможностей быстро обмениваться информацией, собирать данные, анализировать их, проверять научными методами и развивать изучение тёмных глубин нашего бессознательного, скрытых от нас - в нас. Да, за последние сто лет кое-что изменилось, но только кое-что - настолько фундаментальный труд сделал Юнг.
В данном исследовании использование термина «Тень» будет иметь больше контекстуальное значение, поэтому при чтении нужно внимательно следить за повествованием.
Из чувства глубокого уважения к К.Г. Юнгу – отцу-основателю гуманистической (позитивной) психологии, в тексте присутствуют его следы, в виде цитат.
Итак, Тень.
На уровне коллективного бессознательного мы имеем доказательства её существования, метафорически зашифрованного в привычные вещи. Сказки, мифы, легенды, сюжеты «фэнтази». Что повсеместно происходит в сюжетах сказок, матрица которых в нас импринтирована в виде меток-ориентиров? «Положительные» персонажи являются образцами, по которым мы бессознательно выстраиваем сценарий жизни, заложенный родителями, каждый день развивая сюжеты в этом «ситкоме». Присмотревшись, можно и в себе, и в других увидеть и «золушек» и «красных шапочек», и других «серийных спасателей», которые живут своей жизнью, выдавая себя за нас в диапазоне между комедией и трагедией.
В сказках герой или героиня, чтобы стать таковыми и достичь желаемого, должны создать лучшую версию себя, а именно - войти в контакт со злокозненными персонажами, обитателями мира тьмы, взрослея «на глазах», победить их, преодолевая трудности, проявляя смелость, смекалку и хитрость. А вот этого мы уже не любим, когда и у нас начинаются испытания «огнём, водой и медными трубами». Где логика? В сказках восхищаемся, а в себе отрицаем. Запомним это.
Может быть, вы замечали – иногда мы испытываем, немного смущаясь, симпатию к сказочным персонажам с «сомнительной» или явно зловещей репутацией? Почему? Они – интересные, сильные, необычные, владеют магией, творчески неистощимы, живучие, их не так-то просто нейтрализовать. И, если сюжет сказки достаточно развит, мы узнаём, что «злыми» они стали не по своей воле, а в результате какой-то беды, приключившейся с ними в детстве. Поэтому мы им сочувствуем. Кое-что напоминает, правда?
«Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок» - все «отрицательные» сказочные персонажи – это обобщенные образы отпечатков детских травм. Точно, как и наши собственные, притаившиеся в Тени «разбойники, ведьмы, демоны, сорвиголовы, индейцы, лихие убийцы, психопаты, пираты и головорезы». Мы с интересом читаем о них и смотрим фильмы, но на деле, к «родным» у нас особый счёт, поэтому мы их, в лучшем случае, отрицаем и боимся, в худшем – ненавидим и стараемся «искоренить». Опять мы видим разрыв причинно-следственных связей и проявление двойной морали. И это запомним.
Законы физики говорят: если ненавидеть, презирать и бояться любые проявления жизни в себе, то, наверное, не стоит рассчитывать на то, что нам ответят чем-то другим. Замечали когда-нибудь - в сознании творится бойня, пылает ярость такой силы, что сужается восприятие, сжимаются челюсти, кулаки…НО: стоп! Фильтр встал и оттуда слышны только глухие удары в виде враждебности на фоне упадка сил. Мы снова сорвали контакт с источником силы.
Мир образов, который живет у нас в Тени, посылает нам символические послания в виде душевной и телесной боли, а также в виде некомфортных или даже болезненных отношений с другими людьми и со всеми видами энергоносителей. Любой контакт с энергиями Тени запускается, как непосредственно, по типу «стимул-реакция», так и опосредованно – собственными мыслями, но мы их раз за разом блокируем, погружая ещё глубже в себя, создавая, порой, невыносимое давление. Мы, сами того не чувствуя, тратим ежеминутно огромное количество энергии, чтобы подавлять в себе боль, чувство неудовлетворенности, отчаяние и страх ненужности. Удивляемся, возмущаемся и тычем пальцем в других, когда «что-то идёт не так». И всё это вместо того, чтобы открыть для себя возможность контакта с тем, что кажется страшным. Действительно, страшно, но только до тех пор, пока оно смотрит на нас из тьмы, а мы мечемся, кричим, «ищем пятый угол», не можем найти себе места или, наоборот, парализованные страхом, молча страдаем и не можем пошевелиться.
Но, если мы соглашаемся стать внимательными, то нам помогает знание закона цикличности - всё имеет своё начало, развитие и конец. Все проходит. Мы ищем выход, находим его, размыкаем круг и перестаём жить в автоматически и бессознательно воспроизводимой иллюзии, оцепеневшие и безвольные, привязанные к своим травмам: «Я не то, что со мной случилось, я — то, чем я решил стать». Внимательное наблюдение за реакциями показывает, что это возможно, успокаивает нас, сопротивление снижается, и мы можем позволять себе всё больше выдержки в контактах с потерей равновесия, чтобы получать новые, очень ясные и чёткие образы себя. Так происходит трансформация актуальной личности в результате принятия «на баланс» теневых аспектов бессознательного.
Сфера бессознательного содержит более половины ресурсов для обретения всех видов благополучия. Тень - это наши месторождения «сырой нефти чувств» - энергоносителей, но, чтобы вступить в права владения, мы должны заплатить за это своим невежеством, ленью и недоверием. Сырая «черная нефть» первичных чувств пугает, но мы можем произвести оплату, конвертировать её в смелость войти в тёмную комнату с фонарём знаний, сделать Тень менее густой и подружиться, наконец, со своими, ставшими симпатичными, «демонами, привидениями, чёрными феями», «умниками и умницами» и бог ещё, знает, кем: «Кто не прошел через чистилище собственных страстей, тот не преодолел их до конца».
Результат такого усилия можно сравнить с тем, как посмотрев хороший боевик, мы не выходим из кинозала израненными, наоборот, мы чувствуем силу и победу, что окрыляет и укрепляет веру в себя. Наше окружение и собственное тело - тот же самый проекционный экран, только здесь всё реально. Поэтому бывает так больно и поэтому есть стимул что-то изменить. Но пока этого не произошло, мы живем в коконе своих травм, который с одной стороны нас защищает, а с другой – ограничивает. Защищает, заметьте, от того, что давно закончилось. Тот, кто это читает – уже не испуганный малыш в тёмной комнате, загипнотизированный густой тенью за шкафом и не имеющий сил позвать родителей, чтобы они включили свет и успокоили.
Нами владеет наш страх, совершенно реальная энергия, сконцентрированная и запечатанная в образе отторгнутой части себя. Парадокс спящего сознания – великого иллюзиониста: события, которые нанесли травму и причинили боль - остались в детстве. Почему же сейчас, раз за разом мы бессознательно «смотрим» эти «ужастики» и находимся под их впечатлением? Только потому, что нам никто не сказал, что давно можно смотреть и другие фильмы, а эти с благодарностью и почестями сдать в архив? Если мы не управляем «кинопроектором», им управляют детские программы противостояния боли и страху перед жизнью. Ночная тьма, пугающая ребёнка, рассеивается, как только в комнате включают свет. Страх растворяется осознанными действиями. Мы можем управлять только тем, что осознаем.
Как это происходит технически? Болезни и проблемы в отношениях – это тоже образы. Мы, действуя осознанным вниманием, направляем луч света сознания в тёмную комнату, заполненную концентрированной тенью, и начинаем узнавать то, что нас так пугало. И, магия! В это момент приходит понимание, как освобождение, сострадание, как исцеление и мы восстанавливаем целостность ещё в одном фрагменте себя. Происходит чудо самоузнавания - мрак рассеивается и становится легче дышать.
Причинить нам боль, напугать, заставить страдать, конечно, можно, но только если мы, сами того не осознавая, живём в позиции ребёнка, слабого, безвольного и зависимого от других. К тому же, мы и сами отлично со всем этим справляемся, молниеносно и предельно метко нанося себе удары за любой промах, за любую ошибку, реальную или предполагаемую. Избиваем и мучаем себя постоянно, но боимся при этом принимать лекарство, впускать в себя исцеляющую боль, чтобы выздороветь – согласитесь, выглядит, как абсурд. И здесь снова мы видим отсутствие логики в наших выборах, решениях и действиях. Действительно, выглядит, как в сказках – морок, заклятие, околдованность.
Почему так? Почему мы живём, как заблудшие и блуждающие между «трёх сосен»?
Есть существенная разница между принятием опыта травмы в виде пугающего образа, и принятием себя - того, кто переживает этот опыт.
Если мы этого не знаем (невежество), или знаем, но не учимся растождествляться с защитными программами эго (лень), то защита сделает все возможное, чтобы принятия исцеляющего опыта не произошло – вера в себя и смысл жизни не развивается. Принять себя таким, в образе какого-то «исчадия» («исторгнутое чадо») - значит утратить равновесие. Результатом подобных практик является снижение плотности «кокона». Идти на риск и ослабить защиту страшно, но так и должно быть – «пан или пропал». В повторении привычного не может произойти ничего нового.
От чего защитный кокон детских травм нас ограничивает? От принятия себя, такими, какие мы есть, со всеми светлыми и тёмными аспектами. От искренности, радости и спокойствия, веры в себя, возможности творить и создавать что-то уникальное, от честности в отношениях, и, в конечном итоге - от полноценной жизни. Он отделяет нас от возможности быть гибкими, управлять своей жизнью и находить источники вдохновения во всём, каждый день создавая благополучие и материальное, в том числе. Он – кокон эго, как яйцо, оболочка, скорлупа - все они жизненно необходимы только в самом начале, когда мы должны быть надёжно защищены от сложностей взрослой жизни, чтобы успеть окрепнуть и набраться сил.
Как довериться своему сердцу, внутреннему чувству, зовущему вверх, чтобы рискнуть привычным? Просто, но не легко. Нужно взять на себя ответственность за всё и, после неоднократных повторений, выработать навык переживать неизбежные болезненные ситуации исцеляющих процессов без лишних страданий. Чтобы проявления смелости, решительности и ответственности стали возможны, нужно приучить себя к гибкости, внимательности, спонтанности и непредсказуемости, к умению азартно создавать новые идеи, образы и модели поведения. Такими качествами можно овладеть, изучая принцип «с точностью до наоборот» - базу функционирования наших исчадий, обитателей Тени: «Все, что не устраивает нас в других, позволяет понять самих себя».
Понять и принять бессознательные образы себя – значит понять и принять себя взрослым, тем, который может жить и с последствиями травмы, исцеляя свои раны осознанными действиями.
Обитатели Тени нужны нам. Без них нам жизни нет.
Осознайте сейчас свои чувства. Побудьте с ними, возможно, вы услышите что-то тихое, но настойчивое в себе. Прислушайтесь, оно есть. До встречи через неделю, мы пойдём глубже, чтобы сделать этот сигнал более отчётливым и вдохновляющим.
Благодарю вас за внимание, с уважением, МВ.