Многие мои френды уже отметились на одной из самых популярных в Петербурге выставок конца 2019 — начала 2020 года, поэтому я не буду академично описывать всю выставку, займусь импрессионизмом — остановлюсь на своих самых ярких впечатлениях (в порядке их получения).
1. Оранжевый верблюд
Потрясающие краски и формы, правда? А этот модернистский верблюд мне показался просто великолепным.
Кстати, полотно в похожем стиле есть и у Дейнеки, но он оказался эпигоном Натана Альтмана. Узнаете Анну Андреевну в гриме? 🤣
2. Дейнека-спортсмен
Выставка, как мне показалось, недвусмысленно показывает, что все творческие искания обоих художников всегда проходили в русле общих течений, «куда все — туда и я». Колебались, так сказать, с линией партии. Дейнека, похоже, и в жизни был «с линией партии». Впрочем, возможно, это говорит о цельности его личности…
3. Vanity Fair
Вы вообще могли представить, что рисунок советского художника мог украшать обложку американского журнала?! А вот!
Кстати, в биографии Самохвалова есть интересный момент: в 1960-х ездил в дом творчества Союза художников СССР в Италию. Вы представляете, у советских художников был дом творчества в Италии?! 😲 Я загуглил: оказывается, ещё князь С. С. Абамелек-Лазарев завещал виллу Петербургской академии художеств, но вдова, М. П. Демидова-Сан-Донато, судилась с СССР, не желая признавать права советского государства, поэтому вилла перешла в распоряжение Советского Союза лишь после её смерти в 1936. Там разместилась резиденция советского (ныне — российского) посла, но право художников приезжать при СССР уважалось и сохранялось.
4. Лени Рифеншталь
Искусство европейского тоталитаризма между Первой и Второй мировыми войнами имеет очень много общих черт (как, впрочем, и сами режимы). Но Дейнека, скажем, пришёл от просто культа красивого здорового тела к совершенно тоталитарной картинке, кажется, не сразу. И, похоже, важным элементом композиции стала архитектура.
Чувствуете? На первом рисунке лишь ферма вышки для прыжков, выглядит индустриально и современно, тоталитаризмом пока вроде не пахнет. На третьем — муссолиниевский стадион, фашизм во всей красе (и художник видит эту красу, кстати). Не потому ли, что именно классичность, классицистичность, академичность ему и нравятся? Не потому ли он написал второй вариант севастопольского «Динамо» — уже с классицистическим, почти античным парапетом? И лично на мой взгляд второй рисунок гораздо ближе стилистически к третьему, чем к первому.
5. Икона социалистического труда
И Дейнека, и Самохвалов создавали вещи, в которых угадывается (а то и просто кричит) отсылка к иконописной традиции. С Самохваловым всё понятно, всё-таки ученик Петрова-Водкина, а вот у Дейнеки это было видеть удивительно. Впрочем, возможно, это опять-таки было веянием времени… Обратите внимание на ореол вокруг героя, над головой это и вовсе нимб. И это не артефакт снимка, это хорошо видно на картине.
Герой труда удостоился и «иконы» от Самохвалова. Механиктехник Гаврилов изображён с характерным поворотом головы, как писали евангелистов, и с орудием труда в руках, а надписи на борту, вероятно, какого-нибудь трактора или сеялки в верхних углах выглядят точь-в-точь как пояснения на иконах.
А на этой «мадонне» (судя по всему, героями картины стали сестра художника Екатерина, супруга другого ученика Петрова-Водкина Николая Ионина, с сыном) интересно внедрение третьего персонажа — целлулоидного пупса, создающего любопытный эффект матрёшки, множественных зеркал и аллюзию на Троицу…
6. Сикстинская капелла
Не только к византийской традиции прибегают художники. Самохвалов, например, обращается к Микеланджело. Как вам аллюзия на «Сотворение Адама», а? 😉
7. Allons, enfants de la patrie…
Оба, но Дейнека в большей степени, к периоду становления культа личности подошли со зрелым академизмом в багаже. Я бы сказал, хорошим таким французским академизмом. Вот, скажем, самохваловский триумф, которому был бы рад сам Бонапарт:
Кстати, для любителей Петербурга на этой картине есть милейший эпизод: в левом верхнем углу виден кусочек фасада Зимнего дворца, и он… красный! Да-да, расстрелиевский зелёный вернули сравнительно недавно, вот так.
Или вот батальная сцена, что твой Делакруа (только без обнажёнки):
Дейнека, создавший немало росписей для потолков станций метро и театров, возможно, вдохновлялся работой коллеги Блонделя. К слову: не уверен, что это можно увидеть на фото, но, рассматривая полотно на выставке, я почувствовал, что художник мог испытывать к герою некоторую долю сочувствия…
8. Девушка с веслом
Сюжет со спортсменками, комсомолками и просто красавицами не оставлял обоих художников. Самохвалов так и вовсе не заморачивался: обзавёлся одной прелестницей, и ну давай её писать то с ядром, то с молотом, то с лопатой, а то и с отбойным молотком. Весь цикл «Метростроевки» написан с одной моделью. Представляете себе, а? Всю первую очередь метро построила, а потом пошла на стадион метать!..
Впрочем, она правда хороша, чертовка, причём в самых разных стилях, от статуи в римском стиле в пошлом купальнике под драпировкой до Климта:
9. Homo Soveticus
В череде портретов, помещённых в раздел «Люди», моё внимание привлёк самохваловский «Совпартшколовец». Присмотритесь внимательно: такие нынче пачками сидят в любом властном кабинете. Если снять с него кепку и одеть в тёмный костюм с галстуком, типичный «слуга народа». Похоже, лысенковцам удалось-таки селекционировать отдельный вид…
10. Много будешь знать — скоро состаришься
Ещё один портрет как бы намекает, что не надо быть сильно умным. Вот вспомните всё буйство здоровой и сильной плоти людей физического труда и физической культуры обоих художников и сравните с этой несчастной читательницей. Бледная немочь, круги под глазами… «Бросай свою книжку и подыши воздухом: на завод сходи, потом на стадион…» — как бы советует ей художник.
11. Новый быт
Там же, в «Людях», были две чудесные тарелочки. Во-первых, куда ж без эротики и котиков?! Ну и без авангарда, конечно, в двадцатые никуда…
12. Музыкальная пауза
«Большой стиль» — это очень смешно. Вот, скажем, строители коммунизма, по замыслу художника, приникли к святому — любимому произведению Ильича. А получился шарж: «Харе, ребзя, лабух припёрся, законный перекур!» Апассионата, и пусть весь Коминтерн подождёт!.. 🤣
13. «В этом есть известное изящество: вы — в загс, а Хоботов — в монастырь»
Напротив Новодевичьего монастыря выстроили сталинский зиккурат, витражи для которого делал Дейнека. Мне показалось, в немецкой манере:
14. Нас не догонят
Из всей представленной на выставке малой пластики и скульптуры мне больше всего понравилась «Эстафета». В ней была удивительная экспрессия движения, плохо, что уж говорить, удававшаяся обоим художникам в двумерном пространстве.
15. Город над вольной Невой
Ну и, пожалуй, последний сюжет. Как ни удивительно, любовь к городу у Самохвалова лучше всего проявилась не в «Голубых сумерках» (прости хосподи, как звучит-то в наше время 🤣), а в страничке из детской книжки. Уверен, что вам тоже прекрасно знакомо это восхищение громадой, перегородившей перспективу в створе линий Васильевского.
А что вам запомнилось на выставке?