Найти тему
Anton Rassadin

Дейнека vs. Самохвалов: картинки с выставки

Оглавление

Многие мои френды уже отметились на одной из самых популярных в Петербурге выставок конца 2019 — начала 2020 года, поэтому я не буду академично описывать всю выставку, займусь импрессионизмом — остановлюсь на своих самых ярких впечатлениях (в порядке их получения).

1. Оранжевый верблюд

Самохвалов А. Н. Самарканд. Празднование 1 Мая. Бумага, акварель. 1921. Кемеровский музей изобразительных искусств
Самохвалов А. Н. Самарканд. Празднование 1 Мая. Бумага, акварель. 1921. Кемеровский музей изобразительных искусств

Потрясающие краски и формы, правда? А этот модернистский верблюд мне показался просто великолепным.

Кстати, полотно в похожем стиле есть и у Дейнеки, но он оказался эпигоном Натана Альтмана. Узнаете Анну Андреевну в гриме? 🤣

2. Дейнека-спортсмен

Выставка, как мне показалось, недвусмысленно показывает, что все творческие искания обоих художников всегда проходили в русле общих течений, «куда все — туда и я». Колебались, так сказать, с линией партии. Дейнека, похоже, и в жизни был «с линией партии». Впрочем, возможно, это говорит о цельности его личности…

Фото А. А. Дейнеки, 1920-е. Фотограф неизвестен. Третьяковская галерея
Фото А. А. Дейнеки, 1920-е. Фотограф неизвестен. Третьяковская галерея

3. Vanity Fair

Вы вообще могли представить, что рисунок советского художника мог украшать обложку американского журнала?! А вот!

Дейнека А. А. Обложка Vanity Fair, январь 1936. Частная коллекция
Дейнека А. А. Обложка Vanity Fair, январь 1936. Частная коллекция

Кстати, в биографии Самохвалова есть интересный момент: в 1960-х ездил в дом творчества Союза художников СССР в Италию. Вы представляете, у советских художников был дом творчества в Италии?! 😲 Я загуглил: оказывается, ещё князь С. С. Абамелек-Лазарев завещал виллу Петербургской академии художеств, но вдова, М. П. Демидова-Сан-Донато, судилась с СССР, не желая признавать права советского государства, поэтому вилла перешла в распоряжение Советского Союза лишь после её смерти в 1936. Там разместилась резиденция советского (ныне — российского) посла, но право художников приезжать при СССР уважалось и сохранялось.

4. Лени Рифеншталь

Искусство европейского тоталитаризма между Первой и Второй мировыми войнами имеет очень много общих черт (как, впрочем, и сами режимы). Но Дейнека, скажем, пришёл от просто культа красивого здорового тела к совершенно тоталитарной картинке, кажется, не сразу. И, похоже, важным элементом композиции стала архитектура.

Чувствуете? На первом рисунке лишь ферма вышки для прыжков, выглядит индустриально и современно, тоталитаризмом пока вроде не пахнет. На третьем — муссолиниевский стадион, фашизм во всей красе (и художник видит эту красу, кстати). Не потому ли, что именно классичность, классицистичность, академичность ему и нравятся? Не потому ли он написал второй вариант севастопольского «Динамо» — уже с классицистическим, почти античным парапетом? И лично на мой взгляд второй рисунок гораздо ближе стилистически к третьему, чем к первому.

5. Икона социалистического труда

И Дейнека, и Самохвалов создавали вещи, в которых угадывается (а то и просто кричит) отсылка к иконописной традиции. С Самохваловым всё понятно, всё-таки ученик Петрова-Водкина, а вот у Дейнеки это было видеть удивительно. Впрочем, возможно, это опять-таки было веянием времени… Обратите внимание на ореол вокруг героя, над головой это и вовсе нимб. И это не артефакт снимка, это хорошо видно на картине.

Дейнека А. А. Шахтёр (фрагмент картины «В забое» («В штреке»). Холст, масло. 1925. Частная коллекция
Дейнека А. А. Шахтёр (фрагмент картины «В забое» («В штреке»). Холст, масло. 1925. Частная коллекция

Герой труда удостоился и «иконы» от Самохвалова. Механиктехник Гаврилов изображён с характерным поворотом головы, как писали евангелистов, и с орудием труда в руках, а надписи на борту, вероятно, какого-нибудь трактора или сеялки в верхних углах выглядят точь-в-точь как пояснения на иконах.

Самохвалов А. Н. Портрет техника Гаврилова (из серии «В коммуне «Ленинский путь»). Холст, масло. 1931. Костромской музей-заповедник
Самохвалов А. Н. Портрет техника Гаврилова (из серии «В коммуне «Ленинский путь»). Холст, масло. 1931. Костромской музей-заповедник

А на этой «мадонне» (судя по всему, героями картины стали сестра художника Екатерина, супруга другого ученика Петрова-Водкина Николая Ионина, с сыном) интересно внедрение третьего персонажа — целлулоидного пупса, создающего любопытный эффект матрёшки, множественных зеркал и аллюзию на Троицу…

Самохвалов А. Н. Мать с ребёнком. Картон, темпера. 1931-32. Русский музей
Самохвалов А. Н. Мать с ребёнком. Картон, темпера. 1931-32. Русский музей

6. Сикстинская капелла

Не только к византийской традиции прибегают художники. Самохвалов, например, обращается к Микеланджело. Как вам аллюзия на «Сотворение Адама», а? 😉

Самохвалов А. Н. В привожских степях (В степях Поволжья). Холст, масло. 1934. Союз художников
Самохвалов А. Н. В привожских степях (В степях Поволжья). Холст, масло. 1934. Союз художников

7. Allons, enfants de la patrie…

Оба, но Дейнека в большей степени, к периоду становления культа личности подошли со зрелым академизмом в багаже. Я бы сказал, хорошим таким французским академизмом. Вот, скажем, самохваловский триумф, которому был бы рад сам Бонапарт:

Самохвалов А. Н. С. М. Киров принимает парад физкультурников. Холст, темпера. 1935. Русский музей
Самохвалов А. Н. С. М. Киров принимает парад физкультурников. Холст, темпера. 1935. Русский музей

Кстати, для любителей Петербурга на этой картине есть милейший эпизод: в левом верхнем углу виден кусочек фасада Зимнего дворца, и он… красный! Да-да, расстрелиевский зелёный вернули сравнительно недавно, вот так.

Или вот батальная сцена, что твой Делакруа (только без обнажёнки):

Самохвалов А. Н. Сталинградцы (Город не сдаётся). Холст, масло. 1947. Русский музей
Самохвалов А. Н. Сталинградцы (Город не сдаётся). Холст, масло. 1947. Русский музей

Дейнека, создавший немало росписей для потолков станций метро и театров, возможно, вдохновлялся работой коллеги Блонделя. К слову: не уверен, что это можно увидеть на фото, но, рассматривая полотно на выставке, я почувствовал, что художник мог испытывать к герою некоторую долю сочувствия…

8. Девушка с веслом

Сюжет со спортсменками, комсомолками и просто красавицами не оставлял обоих художников. Самохвалов так и вовсе не заморачивался: обзавёлся одной прелестницей, и ну давай её писать то с ядром, то с молотом, то с лопатой, а то и с отбойным молотком. Весь цикл «Метростроевки» написан с одной моделью. Представляете себе, а? Всю первую очередь метро построила, а потом пошла на стадион метать!..

Впрочем, она правда хороша, чертовка, причём в самых разных стилях, от статуи в римском стиле в пошлом купальнике под драпировкой до Климта:

9. Homo Soveticus

В череде портретов, помещённых в раздел «Люди», моё внимание привлёк самохваловский «Совпартшколовец». Присмотритесь внимательно: такие нынче пачками сидят в любом властном кабинете. Если снять с него кепку и одеть в тёмный костюм с галстуком, типичный «слуга народа». Похоже, лысенковцам удалось-таки селекционировать отдельный вид…

Самохвалов А. Н. Совпартшколовец. Холст, масло. 1931. Третьяковская галерея
Самохвалов А. Н. Совпартшколовец. Холст, масло. 1931. Третьяковская галерея

10. Много будешь знать — скоро состаришься

Ещё один портрет как бы намекает, что не надо быть сильно умным. Вот вспомните всё буйство здоровой и сильной плоти людей физического труда и физической культуры обоих художников и сравните с этой несчастной читательницей. Бледная немочь, круги под глазами… «Бросай свою книжку и подыши воздухом: на завод сходи, потом на стадион…» — как бы советует ей художник.

Дейнека А. А. Портрет девушки с книгой. Холст, масло. 1934. Русский музей
Дейнека А. А. Портрет девушки с книгой. Холст, масло. 1934. Русский музей

11. Новый быт

Там же, в «Людях», были две чудесные тарелочки. Во-первых, куда ж без эротики и котиков?! Ну и без авангарда, конечно, в двадцатые никуда…

12. Музыкальная пауза

«Большой стиль» — это очень смешно. Вот, скажем, строители коммунизма, по замыслу художника, приникли к святому — любимому произведению Ильича. А получился шарж: «Харе, ребзя, лабух припёрся, законный перекур!» Апассионата, и пусть весь Коминтерн подождёт!.. 🤣

Самохвалов А. Н. Апассионата (Строители коммунизма). Холст, масло. 1967. Русский музей
Самохвалов А. Н. Апассионата (Строители коммунизма). Холст, масло. 1967. Русский музей

13. «В этом есть известное изящество: вы — в загс, а Хоботов — в монастырь»

Напротив Новодевичьего монастыря выстроили сталинский зиккурат, витражи для которого делал Дейнека. Мне показалось, в немецкой манере:

14. Нас не догонят

Из всей представленной на выставке малой пластики и скульптуры мне больше всего понравилась «Эстафета». В ней была удивительная экспрессия движения, плохо, что уж говорить, удававшаяся обоим художникам в двумерном пространстве.

Дейнека А. А. Эстафета. Бронза. 1945. Третьяковская галерея
Дейнека А. А. Эстафета. Бронза. 1945. Третьяковская галерея

15. Город над вольной Невой

Ну и, пожалуй, последний сюжет. Как ни удивительно, любовь к городу у Самохвалова лучше всего проявилась не в «Голубых сумерках» (прости хосподи, как звучит-то в наше время 🤣), а в страничке из детской книжки. Уверен, что вам тоже прекрасно знакомо это восхищение громадой, перегородившей перспективу в створе линий Васильевского.

Самохвалов А. Н. Иллюстрация к собственной книге «В лагерь». Бумага, цветная литография. 1927. Русский музей
Самохвалов А. Н. Иллюстрация к собственной книге «В лагерь». Бумага, цветная литография. 1927. Русский музей

А что вам запомнилось на выставке?