Весной 2017 года Министерство транспорта приняло приказ, утверждающий новые правила парковки коммерческого транспорта (как грузового, так и пассажирского) в городах федерального значения – Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Эти правила, запрещающие парковку грузовиков и автобусов во дворах жилых домов, вступили в силу 1 января 2020 года.
Стоит отметить, что речь идёт не о каких-то конкретных категориях большегрузов, а о любом коммерческом транспорте, включая спецтехнику, малотоннажные грузовики, машины такси и каршеринга.
При этом грузовики смогут останавливаться во дворах жилых домов для проведения погрузочно-разгрузочных работ, а пассажирский транспорт – для высадки людей.
Приказ вступил в силу 1 января, но точный размер штрафов за нарушение новых правил пока не определен: известна только их «вилка» (1-5 тыс. рублей). Накануне Нового года представитель Минтранса дал комментарий в связи с этой ситуацией:
— Требования нужно выполнять, но, в то же время, ответственность за их неисполнение пока отсутствует, – приводит слова чиновника РИА Новости.
В сообщении на сайте Минтранса отмечается, что решение о применении административного наказания будет выработано в рамках работы над новым кодексом КоАП (он должен быть готов к 2021 году). Иными словами, предприниматели, водители которых привыкли оставлять служебные машины в собственных дворах, вряд ли столкнутся со штрафами в ближайшее время.
Нет определённости и с размерами штрафов. В 2016 и 2018 годах Минтранс пытался внести в КоАП изменения, которые вводили санкции в размере 25-50 тыс. рублей за парковку коммерческих авто в неположенном месте, однако в обоих случаях попытки успехом не увенчались.
Еще один немаловажный момент: речь в приказе Минтранса идёт лишь о транспорте, принадлежащем индивидуальным предпринимателям или юрлицам.
Похоже, что физическим лицам, владеющим коммерческим транспортом – даже крупногабаритным – также не о чем беспокоиться. Такое решение выглядит странным, ведь поводом для разработки приказа послужили многочисленные обращения граждан, жаловавшихся на засилье коммерческих машин во дворах жилых домов.
Эксперты не сомневаются, что в будущем приказ Минтранса будет обрастать поправками. Предполагается, что для вынесения наказания за парковку у жилого дома не нужно будет составлять протокол: для фиксации нарушения будет достаточно фото- или видеозаписи, сделанной жильцами или ТСЖ. Непонятно, однако, каким образом инициативные граждане, патрулирующие собственные дворы, будут отличать машины, принадлежащие физлицам, от транспорта ИП и предприятий.