Найти тему
несокрушимая и легендарная

Что за цилиндры на корме Т-34. Это не бочки с топливом

Провел небольшой эксперимент. Показал своим друзьям фото танка Т-34-85 и поинтересовался у них, что за цилиндрические баки установлены на корме танка. Из пяти опрошенных только один дал правильный ответ и то, наверное, потому что, он был танкистом и знал ответ заранее.

Остальные предположили, что это топливные баки, но не исключили, что это могут быть баки под масло, воду. При этом, чувствуя в вопросе подвох заявили, что точного ответа не знают, и это может быть что угодно.

-2

Для тех, кто интересуется моделированием бронетехники или хорошо знает историю танкостроения, этот вопрос так же не представляет ничего сложного.

Это шашки БДШ-5 или МДШ для постановки дымовых завес. При этом сразу же стоит оговориться, что приспособления для крепления дымовых шашек можно было использовать для установки запасных баков с топливом или маслом.

-3

Основой для создания БДШ-5 (большая дымовая шашка) послужила МДШ (морская дымовая шашка).

Морская дымовая шашка МДШ
Морская дымовая шашка МДШ

-5

На Т-34-85 системы дымопуска начали устанавливать в 1944 году, и предназначалась она для постановки дымовых завес. Работала шашка в течение 5-7 минут и за это время могла установить дымовую завесу на площади до двух гектаров.

-6

Я не встречал упоминаний о том, что БДШ применялись для сокрытия танка, во избежание прицельного огня противника, но мне попадались упоминания о постановке с помощью танков и штурмовиков Ил-2 дымовых завес, прикрывающих наши наступавшие войска.

-7

Доводилось читать воспоминания танкиста, рассказавшего, что для маскировки своего подбитого танка они применили обычные дымовые шашки, которые имелись в машине и которые выбрасывались через открытый башенный люк.

Обратите внимание, что на этом Т-34-85  установлены разные дымовые шашки
Обратите внимание, что на этом Т-34-85 установлены разные дымовые шашки

БДШ-5 устанавливались так же на танках Т-44 и Т-54. Надобность в дымовых шашках отпала после появления новых систем дымопуска, термической дымовой аппаратуры.

-9
-10

Теперь дымовая завеса устанавливалась за счет испарения дизельного топлива под воздействием высоких температур. На освободившееся место вместо дымовых шашек стали устанавливать запасные топливные баки.

Интересным фактом является то, что БДШ-5 обладала плавучестью, и ее можно было использовать для постановки дымовой завесы на воде. После войны на металлических крепежных лентах, с помощью которых БДШ крепились к корме танка, были установлены пиропатроны. Это позволяло в любой момент сбить крепеж, сбросить дымовую шашку и уйти под защиту дыма.