Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Козёл ты, а не дама!» - кем был тот козёл?

В кино-шедевре «Афоня» (1975) Георгия Данелии есть примечательный, но эпизодический персонаж. Все на него обращают внимание, но и все тут же забывают после смены кадра. Это — безымянный и очень странный мужик, с которым главный герой повздорил на танцах, а потом и — подрался с его дружками. Драке предшествовал волшебный диалог насчёт «козёл ты, а не дама». В титрах он не обозначен, в Википедии - «хулиган с бородкой».

В кино-шедевре «Афоня» Георгия Данелии есть примечательный, но эпизодический персонаж. Все на него обращают внимание, но и все тут же забывают после смены кадра. Скриншот. Источник - YouTube.
В кино-шедевре «Афоня» Георгия Данелии есть примечательный, но эпизодический персонаж. Все на него обращают внимание, но и все тут же забывают после смены кадра. Скриншот. Источник - YouTube.

Но это не хулиган. Человек действительно производит непонятное впечатление и на первый взгляд — не вписывается в общую картину советских «типажей». Все эти прыжки, ужимки и фраза «а это моё дело, персональное» - относительно того: кавалер ты или дама. Если б то были 2010-е — вопросов бы не возникало — таких чудо-хипстеров даже в посёлках городского типа — пруд пруди, а уж в крупных городах...

Кем же мог быть этот безвозрастный и (судя по его же словам) бесполый мужичок на танцульках середины 1970-х? Скриншот. Источник - YouTube.
Кем же мог быть этот безвозрастный и (судя по его же словам) бесполый мужичок на танцульках середины 1970-х? Скриншот. Источник - YouTube.

Кем же мог быть этот безвозрастный и (судя по его же словам) бесполый мужичок на танцульках середины 1970-х? Первая мысль: это фарцовщик. Они частенько неброско выглядели, дабы не привлекать к себе интерес общественности (то есть лейблами наружу не ходили и свои модные очки от солнца в том городе, где «работали» тоже не светили). Фарцовщики паслись именно в тех местах, где можно подцепить модных покупателей и особенно — покупательниц.

На этой карикатуре из украинского журнала  «Перец» (с)  мы видим модного покупателя и незаметного продавца. Скан сделан автором текста.
На этой карикатуре из украинского журнала «Перец» (с) мы видим модного покупателя и незаметного продавца. Скан сделан автором текста.

Как мне кажется, «козёл, а не дама» искал или ждал клиентуру, не исключено, что он был как-то связан с музыкантами из заведения или с хозяином. В общем, свой человек со связями и деньгами. Повторюсь: богато и понтово выглядеть они не стремились, и, отклоняясь от темы, замечу, что у «крутых-деловых» даже дачи с виду выглядели как обычная шести_сотковая халабуда, тогда как внутри всё бывало забито японской техникой и прочей дефицитной радостью.

Фарцовщик из журнала  «Крокодил» (с) тоже не выделяется из общей массы. Скан сделан автором текста.
Фарцовщик из журнала «Крокодил» (с) тоже не выделяется из общей массы. Скан сделан автором текста.

У богатых фарцовщиков завсегда имелись «свои парни» в качестве «охраны» и прикрытия - этот «козлик» чётко знал, что после мероприятия состоится драка и сильные мальчики поджидали незадачливого и — грубого Афоню. Что интересно — на Борщова пришла бумага из милиции и, вероятно, он там был указан, как зачинщик конфликта, хотя избивали-то Афоню - все трое.

У богатых фарцовщиков завсегда имелись «свои парни» в качестве «охраны» и прикрытия... Скриншот. Источник - YouTube.
У богатых фарцовщиков завсегда имелись «свои парни» в качестве «охраны» и прикрытия... Скриншот. Источник - YouTube.

Потому что этот фарцовщик мог, помимо всего прочего, оказаться, родственником местного босса — партийного или же хозяйственного, а то и берите выше — любимым сыном главы автосервиса. А в те времена люди, причастные к починке автомашин или, например, к возможностям достать что-нибудь ценились чуть выше иных. Да и сам Афоня этим не раз пользовался, пытаясь охмурить даму при помощи импортной сантехники.

  • Zina KorZina (c)