Найти тему
Колдуй Город

О великорусских знахарях (часть 1)

Художник А.Потапов (Мезгирь)
Художник А.Потапов (Мезгирь)

"Стремление человека жить в Ладу с Природой, еще с глубокой древности выдвинуло из самой народной гущи - людей с особенными свойствами, от рождения склонных к внимательному и вдумчивому изучению первооснов Бытия. Вероятно, так появились и первые великорусские волхвы, от которых ведут свое начало многие испытанные временем знахарские способы излечения болезней, а также мудрые предписания по сохранению и укреплению народного здоровья. Тут нужно сделать необходимую оговорку, что по устоявшимся в народе и по сей день живым представлениям, все русские волхвы делятся на две основные статьи: «добрые» - знахари и «злые» - колдуны. Такое разделение, конечно, более, чем условно, но учитывая привязанность народа именно к этой форме размежевания, мы попробуем придерживаться указанного взгляда и дальше.


Знахарями у славян, и в частности великороссов, именовали «знающих людей» или как говорили в простонародье - людей «со знатьём», обладающих необычными склонностями, способностями и навыками. К числу подобных, выходящих за рамки повседневных бытовых умений, народ относил способность лечить травами, камнями и наговорами; избавлять от всевозможных напастей домашний скот; узнавать будущее - путем верного благопотребного гадания; оберегать своих однодеревенцев от козней злых колдунов и «договариваться» с часто непредсказуемыми природными Силами.


Это, конечно, далеко не полный перечень необычайных знахарских умений и редких, для обывателя, способностей. Достаточно будет сказать, что к знахарям народ причислял всех умелых и опытных мастеров своего дела. Знахарями, нередко слыли обладатели сложных, по деревенским меркам, специальностей. Особенно если они были замечательными умельцами в избранном ремесле. Народ называл таких людей «доками» (от древнерусского «дочий» - дошедший, постигший). Под это определение попадали - мельники, кузнецы, плотники, пасечники, коновалы и другие. Одним словом, все кто превзошел обычные общепринятые, для данного рода деятельности, навыки и достиг в них особого совершенства, в силу чего мог по неписанному праву называться - «докой».


Уже в XIX веке в разряд «дочих» попали, по народному мнению, и некоторые «городские» профессии, вроде «фершала» (фельдшера), «облаката» (адвоката) или «крючкотвора» (уездного писаря). В извечном, каждодневном укладе деревенской жизни, всегда наполненном трудами и различными заботами, преобладал серьезный деловой подход ко всему. Поэтому и от знахаря его однодеревенцы тоже ожидали своевременной помощи и настоящего дела. И если их чаяния слишком часто оказывались обманутыми, сельская община могла отказать неумелому знахарю в доверии. Потеря благорасположения «крестьянского Мира» всегда всерьез осложняла жизнь любого члена земледельческого сообщества, и знахарь здесь не являлся исключением из общего правила.

С другой стороны знахарь, старавшийся заработать себе признание необыкновенными «чудесами», вроде «водохождения» или «летания воздушного» - вполне мог заполучить в глазах своих соседей-однодеревенцев славу «лихого колдуна», что также могло отрицательно сказаться на отношении к нему в крестьянском общежитии. Как видно из вышесказанного, знахарю в великорусской деревне всегда нужно было быть весьма раpпознатливому, находясь, все время в состоянии подвижного равновесия в вопросах «добра и зла» и в том, как их принимала та или иная деревенская община."

Продолжение следует...

Из книги А.Потапова и И.Ильиных "Знахарство на Руси" (это наша книга)