Найти в Дзене

Заглянем под текст

Оглавление

Любой художественный текст многослоен. Кто-то считает, что подтекст и глубинный смысл характерны только для произведений выдающихся писателей прошлого. Это совсем не так. Даже у посредственного автора подтекст есть, без него просто не обойтись, если пишешь масштабное произведение. Другое дело, насколько глубокий этот подтекст, и есть ли какие-то скрытые от непосвящённого читателя смыслы. Кстати, не уверена, что они всегда улучшают произведение. Но это тема другого разговора. А сейчас мы поговорим о подтексте, который, к сожалению, не все авторы эффективно используют, а у него много возможностей.

Что такое подтекст

Любое высказывание, устное или письменное, имеет значение – коннотацию, заложенную в него семантикой слов. Чтобы понять, что такое значение слова, достаточно заглянуть в обычный словарь. Любое высказывание, кроме значения, имеет ещё и смысл, который может дополнять значение, а может с ним и не совпадать. Такой внутренний смысл, не выраженный в словах, и есть подтекст.

В устной речи подтексты встречаются постоянно, особенно в общении с близкими людьми. Помню, был старый музыкальный спектакль, в котором какие-то второстепенные роли играла очень милая пожилая пара. И вот слова супруга, обращённые к своей уже далеко не первой молодости жене: «Что со мною, я не знаю, что со мною? Хочешь, я полы помою, хочешь – вермишель сварю?» Обратите внимание на значение этих слов, и на их глубинный смысл или подтекст.

Подтекст в книгах встречается чаще, чем может показаться. Вот небольшой пример, придуманный мной.

«Я увидела, как Бетти выскочила из комнаты графа. Щёки её горели, а губы припухли. Не заметив меня, девушка суетливо поправила разошедшуюся шнуровку корсета и скрылась за углом».

Подтекст этого отрывка очевиден, нетрудно догадаться, чем могла Бетти заниматься в комнате графа. А если добавить ещё одну маленькую детальку?

«Я увидела, как Бетти выскочила из комнаты графа. Щёки её горели, а губы припухли. Не заметив меня, девушка спрятала за вырез декольте небольшой пузырёк, суетливо поправила разошедшуюся шнуровку корсета и скрылась за углом».

Вот теперь уже интереснее. Появился ещё один подтекст и загадка, которая заставит читателя задуматься. Что там в пузырьке? Яд? Приворотное зелье? Снотворное?

"Читательница". Худ. Франсин Ван Хоуф
"Читательница". Худ. Франсин Ван Хоуф

Конечно, избыток подтекстов и смыслов может сделать текст непонятным для читателей. Этим нередко увлекаются современные авторы. И смысл их произведения становится ясен только для посвящённых. Далеко не все любят разгадывать ребусы, поэтому либо автору приходится объяснять потом все свои загадки и смыслы, как Дэну Брауну, либо отказаться от них.

Виды подтекста

Часто с подтекстом путают такие стилистические фигуры, как аллюзии, реминисценцию или символизм. Как-нибудь я о них тоже расскажу, но они к подтексту отношения не имеют, хоть и похожи. Подтекст бывает двух видов: внутренний и внешний.

Внутренний подтекст – это отсылка к тому, что есть в содержании самого произведения и достаточно небольшого намёка, детальки, чтобы читатель понял, о чём речь. Например, необязательно повторно рассказывать о каком-то случае, можно устами героя сказать: «А помнишь тот случай с обвалившимся балконом?» И читатель тоже вспомнит этот случай. Если, конечно, читал внимательно.

Внешний подтекст или внетекстовые ассоциации связаны с опытом читателя, с его знаниями. Вот здесь сложнее. Так, если писатель упомянул, что на пальце у незнакомца был перстень с изображением циркуля, то уверен ли автор, что все его читатели поймут это, как из один масонских знаков?

То есть, чтобы активно использовать внешний подтекст, нужно хорошо знать свою аудиторию. Есть намёки, которые поймут в основном женщины, или военные, или студенты.

Картинка из открытых источников (pixabay).
Картинка из открытых источников (pixabay).

Зачем нужен подтекст

Хорошо прописанный и вовремя поданный подтекст усиливает впечатление от произведения, пробуждает интерес читателя, делает его соавтором, сотворцом. Ведь он начинает думать, домысливать, фантазировать. А если понимает смысл, заложенный автором, то чувствует себя умным, то есть повышает свою самооценку. Ощутивший себя умным и проницательным читатель с бо́льшей симпатией относится к автору и к книге. Но подтекст выполняет много и других функций.

  • Сокращает количества текста, даёт возможность автору не описывать всё детально, а ограничиться намёками.
  • Подтекст передаёт эмоциональную окраску эпизода, оценку его, с точки зрения автора. Например, можно, описывая красавиц на балу, передать восхищение, а можно – и сарказм.
  • Подтекст подключает ассоциативное мышление читателя, и тем самым расширяет поле смыслов, передаваемых автором в книге. Нередко читатель додумывается до такого, о чём сам автор даже и не подозревал.
  • Подтекст углубляет понимание сюжета, характеров героев, особенно если повествование идёт от первого лица. Постоянно говорящий о своих чувствах персонаж может вызвать недоумение, а то и насмешки. А вот подтекст позволяет читателю понять чувства героев.

Правда, с подтекстом нужно быть осторожным и не переборщить. Есть авторы, которые, демонстрируя свой интеллект и эрудицию, создают из текста настоящий ребус, причём многослойный. Это характерно для произведения в стиле постмодернизма, недаром же о такой литературе говорят, что она для избранных.

На этом сегодня всё. О разных средствах передачи подтекста расскажу в следующей статье. То есть в понедельник. Не пропустите. До встречи!

Возможно, вам будут интересны следующие статьи:

"Метафора: единство образа и слова"

"Поговорим об экспозиции"

"Рояли в кустах: вред и польза"