Найти тему
imlight ru

Работа прокатного департамента: «Слово о полку Игореве» в Астраханском кремле

Проект Астраханского театра оперы и балета «Русские оперы в Астраханском кремле» грандиозен в своем замысле – гений места, помноженный на точное, выверенное художественно-техническое исполнение, совершенно обезоруживает даже подготовленного зрителя. При всей трендовости театральных и симфонических open-air-постановок на таком уровне с великими оперными полотнами в России более никто не работал и до сих пор не работает.

Сегодня проект, поддержанный Министерством культуры РФ, включает в себя уже три произведения из «золотого фонда» русской оперной музыки. В 2012 году у подножия Успенского Кафедрального собора Астраханского кремля разыгралась трагедия «Борис Годунов» М. Мусоргского, в 2014 году – эпическая былина «Князь Игорь» А. Бородина, в 2016 году – «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова, таящее в себе мистический и героический «русский код». Уникальный бренд региона, которым без всякого сомнения является проект «Русские оперы в Астраханском кремле», вошел в топ культурно-туристических проектов страны в статусе «Национального достояния-2017» с правом представлять Россию на международном туристическом рынке, что стало особым подарком к 300-летию Астраханской губернии.

-2

Валерий Воронин – художественный руководитель, директор, дирижер Астраханского государственного театра оперы и балета

Конечно, в этом году мы готовились к другому названию. Планировалось, что будет представлена новая постановка, посвященная событию, непосредственно связанному с летописью Астраханского края – восстанию Степана Разина. Но по разным причинам намеченное в этот раз сделать не получилось.
Тем не менее мы понимали, что театр как культурный центр Астрахани и Юга России должен участвовать в историческом моменте 300-летия губернии, поэтому подвергли некоторому переосмыслению «Князя Игоря». Изменения коснулись и музыкального материала в части музыкальной компоновки, и сценографии, и технических решений.
Несмотря на то, что спектакль этот уже был в Кремле – это абсолютно новый спектакль.
-3

Опера «Князь Игорь» вернулась в Астраханский кремль на этот раз как музыкальное прочтение древнерусского памятника литературы «Слово о полку Игореве». В масштабной постановке было задействовано более 600 человек: солисты, хор, балетная труппа, симфонический оркестр, а также технические службы оперного театра и приглашенные специалисты. Для исполнения главных партий в Астрахань приехали звезды российской и мировой оперной сцены: Владимир Феляуэр (солист Мариинского театра), Петр Мигунов (солист Большого театра), Майя ДайЭнн Кривченя (приглашенная солистка театра Коламбус, США). Более 5000 зрителей смогли воочию насладится этим поистине величественным зрелищем. А благодаря интернет-трансляции свидетелями центрального культурного события празднования 300-летия Астрахани стали более 18000 поклонников оперного искусства из Голландии, Германии, США, Азербайджана, Казахстана, Украины, Беларуси, Армении, Молдовы.

-4

Константин Балакин – главный режиссер Астраханского государственного театра оперы и балета

Цитатами из «Слова о полку Игореве» мы решили обратить внимание слушателей и зрителей на литературный первоисточник. Не могу не повториться, что все-таки, на мой взгляд, «Слово о полку Игореве» как литературное произведение – это даже не просто памятник, а закладной камень в фундаменте русской культуры, именно с него начинается наше знание о своих культурно-художественных корнях. Это произведение надо читать, впитывать, сама речь в «Слове..» очень музыкальна. И наша постановка – такой синтез музыкальности литературного первоисточника и литературности музыкального произведения, которые даже не вплетаются в естественные декорации Астраханского кремля, а органично дополняют друг друга. Архитектура – застывшая музыка, пространство Соборной площади – готовая декорация, объемная, многоуровневая, поэтому, работая здесь, получаешь дополнительное удовольствие от того, что все пропитано временем. Историзм места особенно вдохновляет и исполнителей, и создателей спектакля.

Гениальный театральный режиссер Георгий Товстоногов говорил, что постановки на открытом воздухе – это театр совершенно иной правды. Правда, которая раз за разом, постановка за постановкой достигается творческой командой Астраханского театра оперы и балета на Соборной площади кремля, впечатляет, прежде всего, своей синкретичностью. Былинная, сказительная мелодика Бородина, окрыленная настоящим колокольным звоном, белокаменность старинного храма (бывшего когда-то самым крайним на Юге страны оплотом православия), историчность костюмов и образов ведут зрителя сквозь века к подлинной истории похода князя Игоря Северского против половцев. И даже современные медиавизуальные инструменты, способные перетянуть на себя любое художественное «одеяло», лишь усилили созданные режиссером-постановщиком образы.

Интересно, что в этом году в разыгрываемое эпичное действо решила вмешаться и природная стихия – в кульминационный момент премьерного спектакля ветер принес запах степной бури и мощный ливень.

-6

Александр Селезнев – технический директор прокатного департамента компании «Имлайт»

В этом году мы отвечали за световое и видеопроекционное оснащение проекта. В сравнение с первой постановкой «Князя Игоря» в Астраханском кремле развес светового оборудования изменился. Так, в прошлом году для «Града Китежа» мы предложили театру оригинальную схему размещения света на универсальных 13-метровых башнях, позволяющую максимально очистить пространство исторических декораций от технических конструкций, чтобы не мешать восприятию зрителя. В этом году мы адаптировали уже опробованную и оправдавшую себя схему, и можем сказать, что художественный замысел в результате выиграл. Комплект светового оборудования, привезенный в Астрахань, был близок к рекордному – около 200 поворотных голов участвовало в создании световой партитуры. Также на наших специалистов была возложена важная задача программирования светового пульта, осложняющаяся сжатыми сроками. Как известно, грамотное прописание пульта – это как минимум треть успеха светового дизайна шоу или спектакля. Несмотря на насыщенный световой сценарий, обусловленный и самим жанром, и режиссерскими решениями, мы справились на отлично.
Нам бы хотелось, чтобы Астрахань знали не только по арбузам и икре, но и с культурной стороны тоже. Мы ломаем эти стереотипы. И популярность «Театральных выходных в Астрахани» (проекта, который реализует региональное министерство культуры), и 700 зрителей из других регионов и стран, приехавших в прошлом году именно на «Град Китеж» (от ред. – в этом году постановка «Слово о полку Игореве» привлекла более 1500 тысяч туристов) - тому доказательство. Подобное «Русским операм в Астраханском Кремле», поверьте, никто в России так масштабно не делает. Без ложной скромности скажу, что наш проект на голову выше того, что предлагаются даже в столичных городах. Это действительно большое культурное событие, создаваемое профессиональной командой самых разных специалистов.– продолжил Валерий Воронин.
-8

Перейти на официальный сайт « ИМЛАЙТ »