6,6K подписчиков

Кто есть кто в "Святой Троице" классической музыки

2,1K прочитали

В определении самых великих композиторов, в процессе поиска основоположников всего и вся, в вознесении избранных на музыкальный Олимп, рассмотрим известную формулу Трёх "Б" (Die drei "B") европейской классической музыки.

Автором формулы является немецкий композитор и музыкальный критик Карл Август Петер Корнелиус. В статье 1854 года, опубликованной в Berliner Allgemeine Musikalische Zeitung, он впервые провозглашает трёх композиторов, творчество которых лежит в основе классической музыки: Бах, Бетховен, Берлиоз. И если первые два столпа ни у кого вопросов не вызывали, то кандидатура Берлиоза продержалась недолго.

Композитор и дирижёр Ганс фон Бюлов внёс в формулу изменения. В одном из писем он сообщает:

Моё музыкальное кредо в тональности Ми-бемоль мажор, с тремя бемолями: Бах, Бетховен и Брамс!
Рассмотрим известную формулу Трёх "Б" (Die drei "B") европейской классической музыки.

Псевдорелигиозная аналогия со "Святой Троицей" была оставлена Бюловым в 1880-х годах в альбоме одной молодой особы:

Я верю в Баха Отца, Бетховена Сына и Брамса Святого духа музыки.

Бюлов был убеждённым вагнерианцем, горячим поклонником Рихарда Вагнера, называл его "высшим существом". Выбор им Иоганнеса Брамса - антипода Вагнера - может показаться лишь на первый взгляд не совсем логичным. Если не знать, что Вагнер увёл у Бюлова жену.

Роман Вагнера с Козимой фон Бюлов стал самым известным адюльтером той эпохи. Они состояли в любовных отношениях много лет, тщательно скрывая это от Бюлова. Свою первую дочь – Изольду – любовники выдают за ребёнка дирижёра. На что тот соглашается без какого-либо сомнения. Лишь в июне 1869 года, после рождения третьего ребёнка от Вагнера, Козима и Бюлов начинают бракоразводный процесс.

Кстати, на место третьей "Б" Вагнер предлагал ... нет, не себя, а Антона Брукнера. Но его инициатива не нашла поддержки. "Святая Троица" классической музыки осталась прежней: Бах, Бетховен, Брамс.

Рассмотрим известную формулу Трёх "Б" (Die drei "B") европейской классической музыки.-2

Иоганн Себастьян Бах по праву считается величайшим композитором всех времён, "прародителем гармонии". Британский хореограф Линдсей Кемп говорит:

... музыка Баха имеет то твёрдое чувство неопровержимой "правильности", где каждая нота правильная и находится на правильном месте, как будто она здесь всегда была и всегда будет. Кажется, это не работа простого человека, а нечто неизменное и вечное, достигшее небес, как если бы Бах был неким естественным законодателем, музыкальным Ньютоном, который нашёл ключ к секрету всей музыки и открыл его раньше нас.

Традиции, заложенные Бахом повлияли на творчество едва ли не всех живших после него композиторов. Каждый из них что-нибудь почерпнул из баховского моря. Своим учителем считали Баха и классицисты, и романтики, и реалисты, и формалисты. Декаденты и авангардисты всех мастей тоже апеллируют к Баху. В толпе поклонников замечены рок-музыканты. В 1758 году М.И. Адлунг произнёс пророческую фразу:

Те, кто слушал многих музыкантов, справедливо говорят: в мире был только один Бах.

В то время как Бах пытается создать законченный, упорядоченный и структурированный мир, Людвиг ван Бетховен наоборот бросает вызов всей Вселенной. И во многих отношениях эта Вселенная создана Бахом. Бетховену тесно и неуютно, он раздвигает границы, он распахивает окна, он грозит верховному Божеству, чтобы создать нечто поразительно новое. Бетховен берёт небеса, раскрытые Бахом в своей музыке, и преобразовывает их в понятные любому человеку идеи, которые будут звучать из поколения в поколение. Бетховен, подобно Прометею, дарит людям божественный дар - Музыку.

Ни один из композиторов не был так обеспокоен сохранением наследия Баха и Бетховена, как Иоганнес Брамс. Его называли старомодным консерватором, вагнерианцы атаковали со всех сторон, вызывая на бой. Но Брамс не сдал своих позиций, предпочитая абсолютную музыку программной, бережно сохраняя традицию.

Стремясь упрочить позиции классического симфонизма, Брамс включает в главную тему четвёртой части Первой симфонии явную отсылку к финалу Девятой симфонии Бетховена. Музыковед Фридрих Кризандер, через десять лет после премьеры симфонии, писал:

Смысл этого - попытка дать противообраз последней части Девятой симфонии, противообраз, который без помощи человеческого голоса мог бы сравняться с Девятой по манере и силе. И поскольку попытка удалась, это означает, что существует обратный путь от симфонии, объединяющей инструменты и голос, к чисто инструментальной симфонии. В то же время это означает расширение количества эффектов, которые могут быть достигнуты чисто инструментальными средствами.

Конечно, "Святая Троица" формулы "Трёх "Б" придумана людьми. Как и все боги. В музыкальном мире таких комбинаций можно составить много, руководствуясь логикой, преемственностью стиля, влияниям композиторов друг на друга и тому подобное. И не обязательно, чтобы все фамилии начинались на одну букву. В ХХ веке, например, на звание "Святой Троицы" вполне может претендовать триумвират нововенцев: Шёнберг, Веберн, Берг.

Свои варианты оставляйте в комментариях.

Традиционная несмешная байка:

Однажды Ганса фон Бюлова долго уговаривали продирижировать новый спектакль в Берлинском оперном театре. Маэстро упорно отказывался, считая новое произведение бездарным. Однако автору оказывал содействие сам кайзер Вильгельм II, и, в конце концов, Бюлову пришлось подчиниться. На премьеру дирижёр прибыл одетым как на похороны, с чёрной траурной повязкой на руке.
- Что произошло? – спросили Бюлова с удивлением встревоженные музыканты. – Вы кого-то похоронили?
- Пока ещё нет, - невозмутимо ответил дирижёр. – Но сейчас вы увидите, как я буду хоронить эту оперу …

Использованный источник:
Николай Слонимский. Slonimsky's Book of Musical Anecdotes.

Дорогой читатель, чтобы не затеряться в Океане Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог статей, нарративов и видео.