Вокзал — первое, что встречает путника в городе, если он прибыл не на самолете. Железная дорога, которая связывает разные части нашей огромной страны, стала чем-то большим, чем просто путь сообщения. Поэтому здания городских железнодорожных вокзалов по-своему неповторимы и прекрасны. Что из себя представляет их архитектура, рассказываем на примере шести из девяти московских вокзалов.
Ленинградский вокзал
Ленинградский вокзал — первый железнодорожный вокзал Москвы. Он был построен в конце 1840-х на Каланчевском поле, где когда-то стоял царский путевой дворец с башней-каланчой. Изначально названный Петербургским, в 1855 году вокзал был переименован в Николаевский вместе с самой железной дорогой, названной в честь императора Николая I.
Комплекс спроектировал Константин Тон, придерживаясь эстетики неоренессанса. Он равномерно расчленил фасад полуколоннами и подобиями больших венецианских окон, а в центре поместил двухъярусную башенку с часами. Внутри центральной части вокзала находились залы ожидания, вестибюли, императорские апартаменты, на втором этаже — квартиры железнодорожников. За основным объемом здания располагались пути и платформы, перекрытые металлическим дебаркадером.
Вокзал стал парадными воротами в Санкт-Петербург. Связь двух столиц, старой и новой, подчеркнули сходством вокзальных зданий. Их построили по одному проекту, так что и в Питере нас встречает архитектура Константина Тона.
Ярославский вокзал
Ярославский вокзал — один из трех вокзалов на Комсомольской площади. Он построен в 1902-1904 годах по проекту Федора Шехтеля в духе северного модерна.
В направлении этого вокзала находятся Ростов, Александров, Ярославль, Кострома, Вологда. Поэтому руководство железной дороги хотело видеть здание в «северорусском стиле с некоторым монастырским оттенком». Шехтель охотно взялся «придать русскому стилю суровость и стройность северных построек». Однако русские мотивы, как прежде готические, он трактовал достаточно вольно, не занимаясь буквальной стилизацией.
Шехтель сохранил часть старого вокзала, но существенно надстроил и расширил его. Несмотря на исторический облик фасада, здание было сооружено с использованием новейших технологий — железобетона и металлоконструкций.
О неорусском стиле здесь говорят многие элементы: теремная кровля с подзором и венчающим гребнем, килевидный козырек над входной аркой, крепостные башенки, высокая шатровая левая башня. К ним добавлены мотивы северного модерна: керамические декоративные панно с растительными орнаментами, общее неяркое цветовое решение фасадов.
Узнать больше о национальном модерне Шехтеля можно на экскурсии «Модерн на Патриарших».
Казанский вокзал
Казанский вокзал построен по проекту Алексея Щусева. Как и Шехтель, архитектор обратился к национальному наследию, но если Ярославский вокзал обыгрывает тему севера, Казанский (изначально — Рязанский) показывает русское искусство именно как связь Азии и Европы.
Угловая башня отсылает к Сююмбике — символу Казани, но это еще и оммаж Боровицкой башне Московского кремля — произведению итальянских мастеров. На углу, у входа на грузовой двор — точная копия Кутафьей башни. А еще есть часовая башня, как две капли воды похожая на башню Святого Марка в Венеции. На ее фасаде установлены часы со знаками зодиака на циферблате работы часового мастера Пушкарева.
В интерьере наиболее выразителен зал ресторана, которому был придан вид трапезной палаты времен московского барокко. Стилистика оформления перекликается с декором станции метро «Комсомольская» (кольцевая), которую Щусев спроектировал уже в конце жизни.
Киевский вокзал
Киевский вокзал посвящен столетию победы в войне 1812 года. Для раскрытия темы триумфа архитектор Иван Рерберг обратился к самому подходящему для этого стилю — ампиру. В архитектуре вокзала ключевым становится мотив Триумфальной арки: так оформлены оба портала со стороны главного фасада и переходы между залами. О силе империи, готовой к встрече неприятеля со всех сторон света, напоминают четыре орла на часовой башне.
Кстати, часы Киевского вокзала — одни из старейших действующих часов в Москве. Они идут бесперебойно с 1917 года. Были попытки перевести их работу на автоматику, но оказалось, что только ручной завод гарантирует точность механизма.
Еще одна изюминка Киевского вокзала — ажурный дебаркадер работы Владимира Шухова. Благодаря подвижным сочленениям его ребра расширяются от жара паровозов и поездов и сужаются от холодного ветра снаружи. При возведении дебаркадера не понадобились строительные леса. Легкие полуарки собирали на земле, поднимали с помощью 37-метровых деревянных мачт, которые ехали по специальным рельсам, а затем соединяли наверху шарнирами.
Узнать все инженерные секреты вокзала, подняться на башню и увидеть, как заводят старинные часы, можно на нашей регулярной экскурсии.
Рижский вокзал
Рижский вокзал — пожалуй, самый тихий из девяти московских вокзалов. Еще одна его особенность — расположение здания параллельно, а не перпендикулярно железнодорожным путям.
Вокзал построен в 1899-1902 годах в «русском стиле»: три двухэтажных «терема» соединены одноэтажными переходами. Здание спроектировал Станислав Бржозовский (еще одна его чуть более поздняя работа — Витебский вокзал в Петербурге), а руководил строительством молодой архитектор Юлий Дидерихс.
Вокзал открыли для пассажиров на 2,5 месяца позже, чем движение по самой железной дороге. Поэтому первое время поезда принимались к маленькому деревянному вокзалу станции Подмосковная (сейчас — платформа Красный Балтиец), находившейся в семи километрах от еще строившегося Рижского (Виндавского) вокзала.
Курский вокзал
Из девяти московских вокзалов Курский с виду — наиболее современный. Но на самом деле относительно новый здесь только фасад, за которым скрывается старое здание 1896 года. Оно представляло собой симметричную постройку с колоннами, двумя портиками и двумя башнями с куполами.
Вокзал в духе советского модернизма построен в 1968-1972 годах по проекту Георгия Волошинова. Это 200 метров стекла с алюминиевыми переплетами и семиметровый козырек из железобетонной гармошки. Архитектор признавался, что его вдохновил римский вокзал Термини.
Кроме стеклянного фасада, ассоциации с аэропортом навевает линейность Курского. Это единственный транзитный вокзал в Москве: железная дорога проходит через него, соединяя северное и южное направления.