Найти тему
Я живу в Голландии

Парусники на кофейных ложечках

Недавно у меня появился читатель, с которым очень интересно беседовать о кораблях. Под впечатлением от этой переписки, решила показать мои любимые кофейные ложечки, а заодно и поискать материал об изображенных на них кораблях.

Мои ложечки. Собственное фото
Мои ложечки. Собственное фото

Ложечки извлечены из здоровенной коробки разрозненных столовых приборов в магазине секонд-хенда в Утрехте, поэтому у меня их только четыре. Как я узнала, в 60е кофейный бренд Douwe Egberts проводил маркетинговую кампанию, где собранные пункты можно было обменять на эти посеребренные ложечки - то есть им сейчас примерно 50-60 лет. Полная коллекция называлась "Historische schepen en scheepstypen" (Исторические корабли и типы кораблей) и помещалась в коробку с сопроводительным листком. Сегодняшняя стоимость полного набора на сайтах коллекционеров - порядка 50 евро. Мне же ложечки достались по 1 евро за штуку. Ищу две недостающие.

Фото https://www.anibis.ch/
Фото https://www.anibis.ch/

На вкладыше слева - 2 исторических корабля c именами, именно их у меня и нет, остальные - типичные представители класса. Рассмотрим их по порядку.

 Фото https://www.anibis.ch/
Фото https://www.anibis.ch/

"Семь Провинций" - адмиралтейский корабль де Рюйтера, на котором он одержал множество выдающихся побед, в том числе четырехдневную битву в 1666 году и Чатемский набег 1667 года. Ниже картина Виллема ван де Велде старшего 1672 года, где я нашла прототип фигуры на ложечке.

фото Википедия
фото Википедия

"Зеленый Дракон" - быстроходный военный корабль, построенный в 1625 году. Я нашла, что его название на самом деле было Летучий Зеленый Дракон, он прославился в битвах с Дюнкеркскими корсарами, испанским флотом, который мешал торговле и рыболовству голландцев с 16 века. В последстивии "Зеленый Дракон" стало названием яхты, построенной для нидерландской принцессы (тогда) Беатрикс в 1957 году.

Королевский Зеленый Дракон на Амстердамской регате в 2005 году. Фото Википедия.
Королевский Зеленый Дракон на Амстердамской регате в 2005 году. Фото Википедия.

Последний рисунок слева - торговое судно hulk, холк. Использовался также и для военных целей с середины 14 до 16 веков.

Парусник справа верху называется kof, коф. Это типичный для северных провинций Нидерландов торговый корабль 18-19 веков. На них ходили как вдоль берегов Балтики, так и в далекую Америку.

Клипер впервые был построен примерно в 1840 году в Америке. Прославился благодаря тому, что мог развивать даже большую скорость, чем известные тогда пароходы, но имел ограниченную грузоподъемность. Использовался в развернувшейся торговой конкуренция по доставке золота, опиума, чая и кофе. Клипер потерял свое значение после открытия Суэцкого канала в 1869 году.

Буер начали строить в 17 веке и изначально использовали как грузовые суда. Со временем, благодаря красивым формам, этот парусник стал популярен среди граждан для развлекательных и деловых плаваний, и сейчас является украшением голландских внутренних вод.