Найти тему
История Postfactum

Пленниики льдов

Часть 2

Маршрут парохода "Челюскин" с точкой гибели 1933-1934гг
Маршрут парохода "Челюскин" с точкой гибели 1933-1934гг

13 февраля 1934 года, в результате давления льдов, произошло разрушение корпуса корабля. Пароход затонул в течении двух часов. Экипаж, под командованием Отто Шмидта был готов к подобному развитию событий и благополучно эвакуировался на, раздавившую пароход, льдину.

Параход "Челюскин" во льдах
Параход "Челюскин" во льдах

Началась зимовка лагеря на льдине, с последующей эвакуацией.

Весь мир с тревогой следил за разворачивавшимися событиями.

Лагерь спасенных с парохода "Челюскин"
Лагерь спасенных с парохода "Челюскин"

Было принято решение эвакуировать, терпящих бедствие, полярников с помощью авиации. 

Люди пытаются выжить на дрейфующей льдине. Арктика 1934 год
Люди пытаются выжить на дрейфующей льдине. Арктика 1934 год

Но как? 

Как это возможно сделать если есть только маленький кусочек для взлетного поля: 150*400 метров.

Было принято решения использовать летчиков. Только самолеты могли быстро добраться до льдины и вернуться с людьми обратно. 

Летчики в лагере челюскинцев. 1934 год
Летчики в лагере челюскинцев. 1934 год

Два месяца, с 13 февраля по 13 апреля 1934г., 104 человека боролись за жизнь, вели героическую работу по устройству организованной жизни на льду океана и строительству аэродрома, который постоянно разламывался, покрывался трещинами и торосами, заносился снегом. Сохранить человеческий коллектив в таких экстремальных условиях -- большой подвиг. История освоения Арктики знает случаи, когда люди в таких условиях не только теряли способность к коллективной борьбе за жизнь, но даже ради личного спасения совершали по отношению к товарищам тяжкие преступления.

Погрузка на самолет в лагере Челюскинцев. 1934 год
Погрузка на самолет в лагере Челюскинцев. 1934 год

Душой лагеря был Отто Юльевич Шмидт. Там, на льдине, Шмидт издавал стенную газету и читал лекции по философии, о чем ежедневно сообщалось во всей центральной советской прессе. Вся мировая общественность, специалисты авиации и полярники дали челюскинской эпопее наивысшую оценку.

Руководитель экспедиции Отто Шмидт. Лагерь Челюскинцев. 1934 год.
Руководитель экспедиции Отто Шмидт. Лагерь Челюскинцев. 1934 год.

Только на 29-м вылете Анатолий Ляпидевский смог посадить машину и забрать первых людей на большую землю. Во второй раз машина Ляпидевского уже не смогла вылететь со льдины и осталась пленником стихии. Только во второй половине марта советские лётчики смогли наладить полноценную эвакуацию. За двадцать четыре рейса были эвакуированны все 108 пленников Чукотского моря.

Лётчики, занимавшиеся спасением полярников стали первыми Героями Советского Союза.

Анатолий Ляпидевский,  Николай Каманин, Михаил Водопьянов, Иван Доронин, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков и Маврикий Слепнев. 

Первые Герои Советского Союза. 1934 год.
Первые Герои Советского Союза. 1934 год.

Остальные участники спасения были награждены орденами и медалями. Были награждены и все участники экспедиции.

19 июня 1934 года в Москве при огромном стечении народа состоялась торжественная встреча челюскинцев.

Встреча Челюскинцев. Москва. 1934 год
Встреча Челюскинцев. Москва. 1934 год

Страна чтила своих вернувшихся героев!

Подробнее о первых Героях Советского Союза можно прочитать тут:

https://zen.yandex.ru/media/id/5dcb362d1ddfed2344be5c8b/pervye-geroi-5e1849252fda8600b18557cd