Найти в Дзене
Влюбить в математику

«Сам не социализируется и другим в классе не дает»

Артем — одаренный мальчик. Уже в 6 лет он делил и умножал, понимал дроби, наизусть рассказывал весь русский алфавит и немного знал английский. Мама с папой гордились ребенком и тем, что все это им удалось без репетиторов и детского сада. Когда мальчик пошел в первый класс, они были уверены, что у него не будет никаких проблем с математикой, русским и другими предметами.

Но проблемы появились. Даже на самые простые вопросы учителя Артем не решался ответить. Он только слушал, доски боялся, как огня, а в тетради неуверенно черкал ответы. Руку он сам никогда не поднимал, отчего у всех в классе сложилось мнение, что мальчик не справляется и ему нужно дополнительное обучение.

С общением в классе у Артема тоже не все гладко. Одноклассники с ним не общались, да и сам мальчик не пытался с ними заговорить. Первое время они его будто избегали, а потом, уже под конец первого класса, стали задирать, портить тетрадки и ломать карандаши.

Во втором классе родители Артема решили сменить школу. Но и там ситуация не изменилась. Как говорил новый классный руководитель: «Сам не социализируется и другим в классе не дает. Ни с кем не общается, сидит один». И здесь ребенка предложили отвести к специалистам.

Возникает вполне логичный вопрос: а разве учитель, особенно начальных классов, не должен являться тем самым специалистом?

Когда дети приходят в 7 лет в школу, у них наступает кризис. Школа — это место, где весь накопленный ребенком опыт дома, на улице и в детском саду, все его задатки и навыки социальной жизни раскрываются в полной мере перед другими учениками и учителями. Здесь он думает, перед тем как что-то сделать или сказать, переживает, что о нем подумают другие. Поведение ребёнка начинает становится более опосредованным и произвольным, хоть в этом возрасте ему посчастливилось не утратить всю наивность, желание делать то, что хочется. Все его нынешние переживания могут стать в будущем постоянными комплексами неполноценности, ущемленного самолю­бия или, напротив, чувства собственной значимости, уме­лости, компетентности.

В классе собираются разные дети. Первый класс, все незнакомы, у всех свои таланты и недостатки. Они знакомятся и привыкают к друг другу, но этот процесс может замедлиться, если кто-то из детей всячески отказывается участвовать в жизни класса. Таких начинают считать аутсайдерами. В лучшем случае, их не трогают. В худшем — начинают докучать и доставать.

Вернемся к Артему. Его родители могут оставить школу и перевести ребенка на частное обучение: по интернету или на дому. Так он спокойно и в уюте будет выполнять домашнее задание, никто его не сможет достать. И, казалось бы, это лучший выход из ситуации: раз мальчику не получается социализироваться в классе, то можно уйти из школы и заниматься самостоятельно. Но тогда как ребенок будет развивать социальные навыки, настолько важные во взрослой жизни?

Задача педагога перед учеником: быть не только учителем, но и психологом. От того, как гладко преподаватель будет решать конфликты и проблемы в классе, зависит общая атмосфера на уроках и переменах, а также место каждого ребенка в этом маленьком обществе.

Личностные особенности учителя младших классов, его культура, педагогические способности, отношение к детям и даже черты характера оказывают положительное или отрицательное воздействие на личность ученика, так как обучение и воспитание в начальной школе переплетаются особенно тесно.

Комфортные условия в классе способствуют хорошему настроению, самочувствию и продуктивности не только школьников, но и преподавателя. Так ребята не будут бояться задавать задавать учителю вопросы, не испытают страх ошибиться, не запретят себе проявлять эмоции, смогут попросить помощи, когда им нужно. Если педагог чувствует себя хорошо в классе, он способен спокойно объяснить материал и убедить учеников в своей правоте, понять чувства каждого и общаться с разными подопечными, разрешать конфликты между ними и в то же время являться авторитетом для всех.

На кружках и летних программах в Матклассе у педагогов свой подход ко всем детям. Никакой универсальной системы. Когда педагог видит ребенка, он понимает, как объяснить ребенку тему или как раскрыть его способности. Интерес ребенка — главный двигатель процесса.

Увидеть это в действии можно на кружках и каникулярных программах летом. Присоединяйтесь!