Найти тему
Антон АВТОспец

Шипы или "липучка"? Пытаемся расставить все точки над "И" в вопросе выбора резины на зиму

Не так давно я застал картину, которая побудила меня в очередной раз поднять вопрос, о котором каждую осень спорят автомобилисты. Какую резину выбрать на зиму? Шипованную, или, так называемую, "липучку"? Пытаемся разобраться вместе с теорией.

А картина, собственно, была следующая (просто представьте себе): конец декабря, несколько дней подряд на улице шёл дождь со снегом, а температура воздуха маячила между "+2" и "0" градусов. В какой-то момент градусник переползает через нулевую отметку в сторону "минуса". И вся снежно-дождевая каша, которая образовалась на дорогах, резко замерзает. На улице разгар рабочего дня, "коммунальщиков" этот поворот погодных событий как обычно застаёт "врасплох"(хотя даже будучи наготове они явно не успели бы за мгновение ока покрыть все улицы города противогололёдным реагентом). И вот в одни из первых минут как ударил мороз, я оказываюсь на обычном регулируемом пешеходном переходе. Загорается "зелёный" для пешеходов и "красный" для машин. И что я вижу следом? Картина маслом: несколько автомобилей на очень маленькой скорости (основную скорость сбросить они уже успели) с заблокированными колёсами буквально вкатываются на "зебру".

-2

У одних машин срабатывает ABS, у других искусственную ABS пытаются соорудить водители. Толка от этого дела мало: несколько железок весом 1-2 тонны медленно, но уверенно, ползут по льду в сторону "пешеходника". Однако была на этом горе-перекрёстке и пара автомобилей, которым, пускай и не сразу, но удалось остановиться до "зебры". Как вы уже догадались, последние, в отличии от выкатившихся, были на шипах. К счастью скорость была небольшая и немногочисленные люди, успевшие выбежать на "зелёный" сигнал светофора на перекрёсток, заметили опасность и печального финала этой истории им удалось избежать. Однако у меня, как у автолюбителя, с тех пор в очередной раз появился совершенно резонный вопрос: разве можно ездить зимой без шипов? Попытаемся разобраться в данном вопросе без эмоций.

Фрикционная резина
Фрикционная резина

Итак, пройдёмся по теории. Сравнивать будем, само собой, "шиповку" и "липучку" - фрикционную резину (от английского friсtion - трение). О "всесезонке" и говорить нечего - для нашего климата она не подходит в любом случае (в сильную жару может "подплавиться", а в сильный мороз - "задубеть").

Шипованная резина
Шипованная резина

С шипованными покрышками всё более менее понятно - это специальная резина, оснащённая по всему периметру особыми металлическими шипами, позволяющими резине цепляться своими "железками" за скользкое покрытие дороги. А в чём суть фрикционной резины? "Липучка" для холодных стран (есть ещё для "европейской" зимы, но эта история не про нас) - это резина без шипов, которая имеет более глубокий по сравнению с "шиповкой" протектор и количество "ламелей"(специальных разрезов в протекторе), а также данный вид покрышек лучше впитывает воду, благодаря чему словно "прилипает" к поверхности из-за повышенного коэффициента трения (отсюда и название - "липучка").

Фрикционная резина
Фрикционная резина

Ну а теперь основные, по моему мнению, моменты, определяющие выбор шины.

Момент первый. Основной плюс шипованной резины - вне зависимости от температурного режима, на льду сцепление с дорогой будет всегда стабильно. "Всегда стабильно" - это совершенно не значит "всегда лучшем, чем у фрикционной". Тут всё зависит от температуры воздуха: чем ближе к "0" градусов, тем хуже будет цепляться за лёд "липучка". Соответственно, чем выше мороз, тем лучше сцепление на льду. А потому мой вывод №1: в условиях постоянных морозов ниже 20 градусов - липучка подойдет больше.

Момент второй. Тормозной путь на асфальте у "липучек" чуть меньше. Уровень шума у "липучек" меньше. Уровень управляемости автомобиля у "липучек" выше. Значит ли это, что в городе этот тип резины подойдёт больше? Нет. В условиях "околонулевых" температур сцепление со льдом у фрикционной резины хуже, чем у шипованной. Мой вывод №2: липучка не подойдёт в тех регионах, где на дороге часто бывает "легкий гололёд", а температура воздуха чаще всего находится в пределах от "0" до "-15" градусов.

Момент третий: С одной стороны, на мокром и сухом асфальте сцепление с дорогой у "липучек" чуть выше, чем у "шиповок". Но с другой стороны, на льду и на снегу (особенно в условиях не сильных морозов) преимущество шипов над "фриционкой" окажется куда выше, чем преимущество "липучки" над "шиповкой" на асфальте. Соответственно, мой вывод №3: однозначного ответа на вопрос "какая резина лучше?" по сути не существует. Каждый человек сам выбирает свой вариант исходя из особенностей местности и климата.

Шипованная резина
Шипованная резина

Я для себя выбор сделал давно, а после данного разбора полётов убедился в его правильности ещё раз: в условиях Московского региона со средними температурами в течение зимы от "0" до "-15" градусов и частого гололёда, "липучке" на моём автомобиле места нет. Оказаться на месте некоторых героев, описанных в начале статьи, у меня желания нет, от слова "совсем".

Надеюсь, данный материал поможет кому-то направить свой выбор в правильное русло, но ещё раз напоминаю: я делюсь теорией, собранной из различных источников, а также своим мнением. Выбор же делать только вам!)