Найти в Дзене
-РетроАудиоМаньяк-

Борьба за "цифру". Первые советские проигрыватели компакт-дисков Луч-001 и Луч-002

Доброе утро, уважаемые гости и подписчики моего канала! Сегодня мы поговорим о развитии цифровой записи в СССР. Тема эта не озвучивалась на моем канале. Я затрагивал ее лишь слегка, с краю. В своей статье Самые массовый отечественный проигрыватель компакт-дисков. Проигрыватель компакт-дисков Вега ПКД-122С я писал об формате CD, который и прижился в дальнейшем. Но мало кто знает, что наша страна пыталась создать свой собственный формат. Сегодняшняя статья о том, что из этого вышло.

Схема лазерного проигрывателя компакт-дисков
Схема лазерного проигрывателя компакт-дисков

В теме цифрового аудиоформата СССР был не первый и разработку его начал позже, чем корпорации Philips и Sony. Известно, что последние стартовали ещё в 1970-м, тогда как партия и правительство Страны Советов выдало соответствующую задачу лишь в 1975-м. Доподлинно неизвестно чем был вызван интерес к цифровой передаче аудиоданных у лиц, принимающих решения, и как планировалось применять цифровую запись звука. Можно предположить, что преследовались не только гражданские цели.

Научные сотрудники В.Коченов и Л.Штутман занимаются настройкой Луча-001
Научные сотрудники В.Коченов и Л.Штутман занимаются настройкой Луча-001

Так или иначе для разработки цифрового аудиоформата, а также оптических носителей и проигрывателей для него была создана специальная лаборатория специалистов под общим руководством Э.И. Вологдина. Перед группой ученых и инженеров были поставлены сложные и нетривиальные задачи:

- Поиск и разработка технических решений, которые позволят преобразовывать звуковую информацию в двоичный код, а также записывать оптический носитель и воспроизводить с него без потери качества.

- Разработка технической документации, в частности стандарта, для организации серийного производства оптических носителей и проигрывателей для них на предприятиях советской промышленности.

- Создание рекомендаций для освоения советскими предприятиями технологии массового тиражирования оптических дисков для цифровых записей.

Младший научный сотрудник Л.Штутман и Луч-001
Младший научный сотрудник Л.Штутман и Луч-001

Для проведения экспериментов по записи дисков понадобилось организовать специальную чистую комнату с комплексом очистки воздуха до уровня не более 100 пылинок на кубический метр. Одной из первых проблем, которая стояла главным образом перед химиками лаборатории, стал поиск химического состава, способного изменяться под воздействием лазерных лучей. Было необходимо создать плиты с определенной формой и границами.

Научные сотрудники Л.Ефимов и Е.Шпигель работают с образцом Луча-001
Научные сотрудники Л.Ефимов и Е.Шпигель работают с образцом Луча-001

Для экспериментов в этом направлении была оборудована специальная химическая сублаборатория с участком вакуумного напыления и секция обработки экспонированных дисков. В итоге, задача была решена, как выяснилось позже, способом, близким к тому, что использовался на первых CD. Команда специалистов по оптике занималась системой фокусировки лазерного пучка, формирующей пятно необходимого размера. Перед инженерами стояли сложные задачи по автоматизации сохранения расстояния между объективом и поверхностью носителя в процессе записи и радиального перемещения записывающего объектива.

Химик Татьяна Козмина возле установки для записи дисков
Химик Татьяна Козмина возле установки для записи дисков

Сложными проблемами автоматики стали автофокусировка, автотрекинг и управления двигателем. На их решение также ушло существенное количество времени. Основная сложность заключалась в использовании газового лазера ЛГ-15, который представлял собой увесистую 20-см трубку. Такие массогабаритные характеристики наложили существенный отпечаток на конструкцию сервосистем проигрывателя, которая в корне отличалась от современной. Лазер закреплялся неподвижно, тогда как диск крепился на подвижной каретке.

Установка для записи дисков
Установка для записи дисков

Для направления луча лазера использовалась сложная оптическая система, состоящая из зеркал, линз и призм. При возникновении ошибки чтения (слежения за дорожкой на диске) перемещался не лазер, как в современных системах, а каретка с диском. Интересно, что аналогичное решение через 15 лет было предложено инженерами SONY и названо маркетинговым термином «Fixed pick Up» механизм.

Руководитель проекта Эдуард Иванович Вологдин
Руководитель проекта Эдуард Иванович Вологдин

Еще одной сложной задачей стало формирование потока информации перед записью на носитель. Было важно понять, как лучше объединить информацию в блоки и избежать ошибок при ее передаче.Кроме того, следовало определить при помощи какого кода модулировать поток данных и как добиться синхронизации по блокам, символам и битам. На решение проблемы ушло 1,5 года.

Проигрыватель компакт дисков Луч-001 (1978)

Первый советский проигрыватель компакт дисков "Луч-001" 1978 года выпуска
Первый советский проигрыватель компакт дисков "Луч-001" 1978 года выпуска

Проигрыватель компакт дисков Луч-001 создан в 1978 году в единственном экземпляре лабораторией лазерной звукозаписи ВНИИРПА имени А.С. Попова. ПКД Луч-001 вопроизводил диски диаметром 12 см, частота дискретизации равнялась 44,1 КГц. На этом сходство с компакт-дисками заканчивалось. Использовалось 11-битное квантование, сами диски были несколько толще привычных нам CD и изготавливались из стекла. Проигрыватель состоял из двух блоков: в верхнем располагалась оптика, механика и системы управления, в нижнем - цифровой декодер. В аппарате был применён гелий-неоновый лазер ЛГ-75, обладавший большими габаритами и работавший от высокого напряжения; в результате оптический блок ("лазерную головку") решено было сделать неподвижным - а перемещался относительно микрообъектива лазера сам вращающийся на шпинделе диск.

Проигрыватель компакт дисков Луч-002 (1982)

Первый работающий лабораторный прототип с говорящим названием ПКД «Луч-001» появился в 1978-м. До конца 1981-го его старательно дорабатывали и устраняли мелкие огрехи. К 1982-му году у Советского Союза был полностью готовый к серийному выпуску проигрыватель оптических дисков “Луч-002”.

Счастливая гражданка с новым сборником речей Л.И. Брежнева. Шутка.
Счастливая гражданка с новым сборником речей Л.И. Брежнева. Шутка.

В связи с тем, что “Луч-002” создавался на дискретных элементов, его габаритные размеры оставляли желать лучшего. Проигрыватель представлял собой 2 блока, в одном размещался считывающий узел, сервосистемы контроля, лазер и диск, во втором (нижнем) блоке находился декодер и системы синхронизации. Доработанную и полностью подготовленную к серийному выпуску модель “Луч-002” с первым вариантом советского оптического диска с цифровой записью лирической мелодии из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» продемонстрировали на ВДНХ. Устройство было замечено репортерами Ленинградского телевидения, и даже короткого местного эфира было достаточно для того, чтобы спровоцировать всплеск интереса у советских предприятий.

 Вырезка из статьи о проигрывателе компакт дисков Луч-002 из журнала "Наука и техника" за октябрь 1983 года
Вырезка из статьи о проигрывателе компакт дисков Луч-002 из журнала "Наука и техника" за октябрь 1983 года

ВНИИРПА стали атаковать представители производственных предприятий, желающих начать серийный выпуск проигрывателя и освоить тиражирование дисков, среди прочих были гиганты советской радиоэлектронной промышленности и Апрелевский завод грампластинок. Когда специалисты предприятий получили документацию — энтузиазм мгновенно пропадал.

 Вырезка из статьи о проигрывателе компакт дисков Луч-002 из журнала "Наука и техника" за октябрь 1983 года
Вырезка из статьи о проигрывателе компакт дисков Луч-002 из журнала "Наука и техника" за октябрь 1983 года

Причиной внезапного падения интереса к новинке от ВНИИРПА стали невыполнимые требования технической документации. Для полноценного выпуска проигрывателя предприятия должны были наладить производство специализированных БИС, опто-механических блоков, создать подходящие технологические условия. В идеале также предполагалось освоение собственного производства полупроводниковых лазеров. Для предприятий, работающих в условиях неповоротливой плановой экономики с тяжеловесным бюрократическим аппаратом и слабомотивированным менеджментом, такие задачи оказались невыполнимыми.

 Вырезка из статьи о проигрывателе компакт дисков Луч-002 из журнала "Наука и техника" за октябрь 1983 года
Вырезка из статьи о проигрывателе компакт дисков Луч-002 из журнала "Наука и техника" за октябрь 1983 года

Между тем, сама технологическая возможность реализации такого устройства у промышленного комплекса Советского Союза безусловно существовала, но не силами одного конкретного предприятия, а комплексными усилиями нескольких. Важно было скооперировать несколько заводов производственных объединений, как это делалось при выпуске сложной продукции для ВПК. Понимая это обстоятельство, руководители крупных объединений начали борьбу за ведущую роль в проекте, так как подобная роль сулила получения бюджетного субсидирования Союзного масштаба. Участники событий описывают эту борьбу не иначе как боевые действия. Никто не желал уступать, что в итоге привело к безвозвратной потере времени.

 Вырезка из статьи о проигрывателе компакт дисков Луч-002 из журнала "Наука и техника" за октябрь 1983 года
Вырезка из статьи о проигрывателе компакт дисков Луч-002 из журнала "Наука и техника" за октябрь 1983 года

Уже в 1982-м году Philips и Sony презентовали собственный формат CD в качестве серийного международного стандарта, началось активное распространение компакт-дисков в премиум сегменте, а позже и среди широких масс. К концу 1983-го стало понятно, что формат получил всемирное признание, в это время советский проект буксовал в подковерной позиционной войне. Так был безвозвратно утерян мировой рынок. Как следствие, руководящие кадры в правительстве Союза и КПСС потеряли интерес к отечественной цифровой записи. После перестройки в СССР вернулись к идее проигрывателя, но уже не собственных дисков, а получивших всемирное распространение CD. Таким образом, колоссальный труд лаборатории ВНИИРПА остался забытым и лишь некоторые из их разработок были востребованы при создании первых советских CD-транспортов, таких как “Эстония ЛП-010”, “Эстония ЛП-001”, “Вега 122С”.

К сожалению, отечественный формат не прижился. Стоит отметить, что не получалось не только у нашей промышленности. Мировые гиганты, такие как Sony, тоже периодически проигрывали в войне форматов. Но мы все же постарались. И низкий поклон советским инженерам, что бились в этой неравной борьбе...

Не переключайтесь! Ставьте лайк, подписывайтесь на мой канал, делайте репосты понравившихся статей, чтобы ваши друзья тоже могли прочитать их!