Найти тему
Реальный маркетинг

Бизнес тренды и тренды маркетинга 2020

В конце года многие из нас стараются не только подводить итоги, но и строить планы на будущее. И для планирования всем нам очень не повредят «подсказки», «советы», «инсайты». В этом материале отражены основные бизнес тренды и тренды маркетинга на ближайший год, и даже десятилетие. А в связи с тем, что предпринимательская деятельность неразрывна с деятельностью в сфере маркетинга, тренды, связанные с этими направлениями, в статье объединены.

Помимо пришедшей надолго и всерьез тенденции на применение искусственного интеллекта (AI, от artificial intelligence) и big data (большие данные), в качестве трендов 2020 года выделены следующие направления:

• Стратегическое планирование
• Цифровая трансформация
• Персональный (личный) брендинг
• Собственные медиа
• Видео
• Интернет вещей (IoT)
• Голос и голосовые помощники
• VR/AR/MR

Для подготовки материала использовался не только личный опыт и знания, полученные на практике и в результате общения с большим количеством предпринимателей, но также прогнозы ведущих российских и зарубежных экспертов из сферы маркетинга, коммуникаций, интернет-продвижения и развития бизнеса. Надеюсь, «подсказки» окажутся полезными, и помогут Вам достичь намеченных целей!

Стратегическое планирование

Долгое время многие российские компании игнорировали такой важный для бизнеса вид деятельности, как разработка стратегий. Объяснялось это разными причинами – от бессмысленности планов в постоянно меняющихся условиях и быстром их устаревании, до больших финансовых и временных расходов на сам процесс. Сейчас ситуация начинает меняться, и достаточно большой процент компаний приходит к мысли о необходимости стратегического планирования. Думаю, в 2020 году это станет трендом и доброй традицией на многие годы для отечественных предприятий. Подробней о разработке стратегий я обязательно напишу в отдельной статье.

Цифровая трансформация

Термин цифровая трансформация (digital transformation) достаточно дискуссионный, а профильные компании и независимые эксперты объясняют его по-разному. В данной статье предлагаю трактовать его максимально просто – переход с доцифровых на цифровые коммуникации и технологии ведения бизнеса.

Компаний, которые существующую реальность воспринимают как фантастический фильм, достаточно много, более того, есть очень крупные предприятия, которые далеки от «цифры» или стали трансформироваться совсем недавно. В плане маркетинга и коммуникаций подавляющее большинство таких фирм сильно отстает от тех, кто стал использовать digital одними из первых. И здесь важно понять, что цифровая трансформация неизбежна, это этап, который проходит вся мировая экономика, и если Вы это не делаете или не сделаете, скорее всего, в недалеком будущем Вас не будет. Таким образом, этот тренд не только на 2020 год, а на значительно более длительный период времени. Кроме того, он «цепляет» и многие другие тренды нового года.

Персональный (личный) брендинг

Тренд на персональный (личный) брендинг начал формироваться достаточно давно, и в 2020 году это будет уже мейнстрим. Причин использования этой технологии много – это и желание сделать бизнес более «человечным», и попытка выделиться на фоне конкурентов, и амбиции менеджмента, и общемировая тенденция, оказывающая воздействие и на отечественный рынок. Данный инструмент прекрасно подходит как для крупных, так и для малых предприятий, и несет большое количество плюсов для бизнеса, при условии правильного подхода к этой работе.

Собственные медиа

Смысл этого тренда заключается в том, что Вы больше не бегаете за представителями СМИ с просьбой разместить материал, и не платите деньги за нужные публикации. А создаете и развиваете собственные медиа-проекты, частично или полностью Вам подконтрольные. Сюда можно отнести группы, профили и странички в соцсетях, видео-каналы, собственные блоги и подкасты, корпоративные новостные разделы на сторонних порталах и тд.

Уже сейчас можно наблюдать, как многие бренды развивают собственные медиа, по аудитории сопоставимые с крупными СМИ. Конечно, это ресурсоемкая задача, если Вы хотите делать качественный контент и получать глубокое вовлечение аудитории. Поэтому тенденцию задали крупные западные компании, готовые на различные эксперименты. Но по мере того, как будет падать эффективность традиционных СМИ, а трудозатраты будут оставаться высокими, к большому бизнесу продолжат присоединяться и средние, и малые предприятия.

Видео

Скажу так, этот тренд сохраняется. Я о нем писала в прогнозе на 2018/19, и на 2020 его также следует оставить. Интересно, что многие компании уже начали заниматься видео-продвижением, но в новом году они будут выходить на новый уровень. Так, бессистемное размещение «время от времени» на Youtube-канале сменится регулярным, с оптимизацией описаний, со специально подготовленными заставками, с дополнительным продвижением и кучей других активностей, помогающих каналу развиваться. На корпоративных сайтах будут создаваться специальные разделы под видео-контент, а для некоторых соцсетей видео будет урезаться и обрабатываться в специальных программах. В пользу развития видео-направления говорит и то, что оно улучшает поведенческие факторы на сайте и видимость компании в органике. Кроме того, некоторые эксперты уже приравнивают Youtube к традиционным поисковым системам, т.к. через него все больше людей ищет ответы на свои вопросы.

Интернет вещей (IoT)

Хочется начать с определения. Если простыми словами, то Интернет вещей (Internet of things, IoT) – это несколько устройств, объединенных в систему, в которой они собирают, обрабатывают и передают данные между собой или на сторонние устройства без активного участия человека, в режиме реального времени, для выполнения определенны задач. IoT считается устойчивой тенденцией аж с 2010-х годов! Но на российском рынке технология только начинает приобретать массовый характер. Появляется все больше компаний, предоставляющих услуги разработки, настройки и сопровождения Интернета вещей, все больший интерес проявляет бизнес, желающий улучшить коммуникацию с целевыми аудиториями и дополнительно выделиться среди конкурентов, вызвав WOW-эффект. Кроме того, идея все активней проникает в сознание конечного потребителя и приобретает популярность, поэтому поиск клиентами такой коммуникации является лишь вопросом времени. 2020 год будет, скорее всего, периодом зарождения массового бизнес тренда, а увидим мы интересные кейсы на относительно крупных проектах и, преимущественно, в retail-сфере.

Голос и голосовые помощники

Это один из тех трендов 2020 года, и даже десятилетия, о котором говорит подавляющее большинство российских экспертов и представителей крупных аналитических компаний. Абсолютно соглашусь с ними, ведь использование голоса вместо печатания так удобно и так быстро!

Но только заменой текста голосовыми сообщениями в мессенджерах и голосовым поиском эта тенденция не ограничивается. Сюда можно отнести удобные голосовые приложения, управление устройствами и интеграция голосовых помощников в «умный» дом, возможность делать покупки и многое другое. Бизнес однозначно должен уделить «голосу» большое внимание, как минимум, начать (если еще не сделано) адаптацию сайта под мобильные устройства и последующую оптимизацию под голосовой поиск.

VR/AR/MR

Сначала дам определения. VR (от virtual reality, виртуальная реальность) – создание нового искусственного мира. AR (от augmented reality, дополненная реальность) – дополнение реального мира искусственными элементами. MR (от mixed reality, смешанная/гибридная реальность) – объединяет виртуальную и дополненную реальность. На сегодняшний день VR и AR технологии уже используются некоторыми компаниями в коммуникациях, например, маски в Instagram, но все-таки пока недостаточно активно и массово, чтобы говорить про мейнстрим. На 2020 год VR и AR технологии, равно как и Интернет вещей, рассматриваются в качестве зарождающегося массового тренда, но их применение потенциально более широкое, нежели Internet of things.

В качестве заключения

Итак, мы кратко рассмотрели 9 тенденций, которые в 2020 году окажут заметное влияние на бизнес и маркетинг. К устойчивому ИИ-тренду добавили стратегическое планирование, цифровую трансформацию, персональный (личный) брендинг, собственные медиа, видео, интернет вещей, голос, VR и AR технологии.

Стоит отметить, что в конкретном бизнесе или проекте использование всех идей одновременно не всегда оправдано. Нужно четко понимать, под какую специфику деятельности подходит тот или иной тренд, а их применение должно быть обоснованным и приносить положительный результат. Ну и, конечно, не стоит бояться экспериментов! Как говорится, Fortes fortuna adiuvat!

Возможно, Вам будет интересно
Личный бренд: создание и продвижение
Как поднять продажи. Часть 1
Как увеличить продажи. Часть 2