Найти тему
Ольга Михайлова

Читать иль читать? Не в том вопрос…

Да, на проблемы с восприятием информации жалуются люди всех рангов и специальностей, от университетских профессоров до сервисных работников по ремонту стиральных машин. Подобные жалобы особенно часто можно услышать в академической среде, профессура говорит, что и без того низкий уровень навыков чтения и восприятия информации у студентов год от года падает.

Даже люди с хорошими навыками чтения говорят, что после целого дня метания по интернету физически не могут начать даже очень интересную книгу, чтение оборачивается пыткой. Не получается заставить себя перестать сканировать текст, совершенно не усваивается сложный синтаксис, свойственный большинству содержательных произведений.

И есть мнение (моё приватное), что способность читать сложную литературу, вскоре станет элитарной привилегией, доступной только особой касте людей, а все остальные будут в состоянии читать лишь вывески да интернет.

Но это, конечно, страшилка. Я же сейчас просто спрашиваю, что бы такого почитать мне? Умного, занимательного, фантазийного и чудесного? Мне надоели одни и те же книги на столе. Но вот беда – не верю я аннотациям. Я прочла тысячи аннотаций, но ни в одной не было сказано правды: "Эта книга - полный отстой. Дочитав до десятой станицы, вы напрочь забудете, что было на первой. Вы будете безумно сожалеть о потраченном времени и думать, что уплаченные за эту дрянь деньги куда разумнее было бы потратить на булочки с повидлом..." Нет, везде пишут, что это "культовая книга, которая стала Библией целого поколения...", и прочий вздор.

И вот суюсь, подобно булгаковскому Максудову, по бестселлерам последних лет. Погляжу, поучусь, думаю, почитаю. Вот "Ешь, молись, люби..." Мировой бестселлер. Отстой. Но миллионы баб в улёте. Из сотни восторженных отзывов - и только два-три вменяемых, рациональных, умных и убийственных. Два-три, Карл!

Да, формирование спроса - процесс трёхсторонний. Спрос формируют читатели, писатели и издатели. Издатель может предложить только то, что есть у писателя, а писатель вынужден прислушиваться к читателю. В итоге, чем ниже запросы читателей, тем ниже и уровень предлагаемой литературы, отбираемой издателями из массы писательских рукописей. При этом издатель не заинтересован в повышении уровня издаваемой литературы: дешёвку, "формат", проще продать. А чем изощреннее читательский вкус, тем труднее ему угодить и легче прогореть.

Именно поэтому в 90-е нарочито формировались низменные вкусы публики и к писателям предъявлялись требования потворства этим вкусам.

Результат? Что даёт миру современная отечественная литература? Знают ли в мире хоть одно русское имя? Нет.

Добавим, что российский книжный бизнес пошёл по пути наименьшего сопротивления - уменьшения тиражей. Это не бизнес-модель - это модель разрушения бизнеса. Считается, что минимальный тираж, при котором гонорар автора позволяет ему более-менее нормально существовать - 20 тысяч экземпляров. Европейские издательства обеспечивают эти цифры для нормального среднего писателя. И одновременно, при минимальном намёке на художественный прорыв - моментально включается форсированный режим раскрутки. И автор пишет уже в качестве звезды литературы.

Но русский писатель не может себя прокормить. Какой там Толстой, какой Достоевский?! Автору предлагают наскоро что-то сократить, выправить и - в серию. «Возьмите свою штуку баксов и гоните продолжение. Что, не можете? А у нас на ваше место тысячи претендентов с самиздата. Что у тебя? А, зомби-орки-попаданцы? В серию! Держи свою штуку. Есть прода на десять томов? Хорошо, берём. Вот твои десять... нет, пять штук баксов. Почему так мало? А кризис у нас и пираты электронные. А не нравится, мы другого возьмём…»

Вот наша ситуация в книгоиздании. Она тоже многое объясняет. Добавьте сюда рынок электронных книг, когда любой, купивший роман автора, может тут же слить его в сеть бесплатно…

Я вполне допускаю, что Акунин, Улицкая и Рубина будут писать бесплатно. Они успели наколотить денег до эры электронных книг. Но на их место никто не придёт. И в первую очередь из литературы уйдут мужчины, как ушли из школ. Это неизбежно. Мужику надо семью содержать. Уже сегодня среди пишущих - 90% женского контингента…

В итоге… А что в итоге-то? Ах, да. Так что же почитать-то?