Утром они собирались на работу молча. Каждая думала о том, что их ждет. У Тамары первые уроки были в десятом классе. Она очень волновалась, если не сказать – побаивалась. В учительской был старый учитель чеченского языка Мовсар Алиевич. Девушки поздоровались с ним, он сдержанно ответил и вышел. Учитель истории только посмотрел в их сторону и ничего не сказал, хотя всегда приветствовал их радушно. Одним словом, учительницы сразу почувствовали, что их отношение к произошедшему не разделяет никто. Когда в учительскую вошел завуч, все встали, он подошел к историку, они обнялись, традиционно прикоснувшись щеками, прошел к своему столу, не глядя на девушек. Те не решились что-либо сказать и направились к двери, хотя до начала урока еще оставалось время. Завуч остановил их.
- Подождите, - сказал он. – Надо поговорить. Аслан, - обратился он к учителю истории, - выйди.
Тот встал и вышел, а завуч, помолчав, начал:
- Вы поняли, что значит, вмешиваться не в свои дела?
Девчонки молчали.
- Зайдите к директору.
Директор сидел за столом. Когда девушки вошли, он даже не поднял на них глаз. Ризавди сказал ему по-своему.
- Я вас предупреждал? – спросил директор тихо.
Девушки молчали. Директор вышел из-за стола.
-Вы хотите, чтобы школа прогремела на всю республику? – продолжал он. – Я не думал, что вы такие...дуры. И девчонке не помогли, а только навредили, и о себе создали мнение даже в районе.
- Так это вы предупредили всех там? – в голосе Веры прозвучало презрение. Это было неосторожно с ее стороны.
- Я должен был это сделать! – недовольно и достаточно жестко ответил тот. – А ты чем-то недовольна?
Он посмотрел на нее не просто недовольно, а враждебно.
- А может быть, ты завидуешь ей, этой девушке? Ведь тебе скоро двадцать, а ты не замужем и неизвестно, когда выйдешь.
- Как вы можете так говорить? – Вера покраснела, глаза ее заблестели.
- Почему надо завидовать ей, ведь она не видела еще ничего в жизни, даже школу не закончила! – возмущенно воскликнула Тамара. – И почему вы с нами так разговариваете?
- Молчать, женщины! – директор резко встал. - Вы слишком много позволяете себе! Вы забыли, где находитесь и кто вы такие.
Девушки испуганно молчали. Что-то подсказывало им, что лучше молчать, что дело принимает какой-то странный на их взгляд, оборот. Вместо того, чтобы защищать права девочки, поддерживать их, все ополчились на них, обвиняют в том, что они делают не то и не так.
- А сейчас идите на уроки и забудьте обо всем, что собирались делать! – директор сел и углубился в какой-то документ, всем своим видом показывая, что разговор окончен.
Девушки, постояв немного, вышли из кабинета. В коридоре стояли ученики разных классов. Увидев учительниц, они затихли, повернувшись к ним, расступились. Когда девушки прошли, кто-то засвистел, что-то выкрикнули на своем языке, все засмеялись.
Зайдя в какой-то кабинет, в первый, что попался им, учительницы закрылись, Лиза заплакала. Вера и Тамара стояли, тоже готовые расплакаться. Что ждало их в ауле? Как теперь будут относиться к ним ученики?
- Значит, так. - Вера сказала твердо и внешне спокойно. – Не ныть, сопли не распускать! Пусть не видят они наших слез. Еще чего? И пусть попробуют что-то сделать!
- И что ты сделаешь? – спросила Лиза сквозь слезы. – Нечаянно утонешь в Аргуне или упадешь с обрыва. Что ты этим докажешь?
Позвенел звонок.
- Все, вытерли слезы, улыбнулись и пошли на уроки! – Вера подняла голову, встряхнула своими красивыми рыжими волосами, первая вышла из класса.
Выйдя в коридор, Тамара увидела, что перед дверью класса, где должен быть ее урок, стоят три десятиклассника, явно ожидающие ее. Она напряглась. Чего они хотят? Она хотела сказать строгим учительским голосом, чтобы они заняли места в классе, но увидев их взгляды, сдержалась.
Один из них, Хамзат, пошел ей навстречу. Оглянувшись по сторонам, он тихо сказал:
- Не бойтесь, мы вас будем защищать. После школы без нас не уходите домой.
Тамара не сказала ничего, только благодарно посмотрела на юношей. Сайпудин и Ширвани, пождав Хамзата, вошли в класс.
Отмечая отсутствовавших, Тамара отметила, что в классе отсутствовали девочки, которых было всего четыре, и, как всегда, не было первого в списке Абдуразакова Исмаила. Он еще ни разу не был на ее уроках. Тамара спросила, почему нет девочек.
- А они к вам не придут, - сказал сидевший за последней партой ученик. – Их родители не хотят, чтобы они у вас учились.
Тамара не ответила на это и начала урок. Она механически объясняла материал, спрашивала кого-то, не переставая думать о том, что будет дальше. Было обидно и непонятно: они хотели, чтобы все было по закону как учили их, будущих учителей. Родители должны заботиться об образовании своих детей, а здесь как-то все не так. Почему им не сказали, что здесь все по-другому? Может, сами не знали?
Уроки кончились, Вера и Лиза пришли к ней в класс, где Тамара сидела за столом и что-то писала.
Девушки сели за парты.
- Пойдемте домой, - сказала Вера. – Нечего тут сидеть. Пойдемте, пока светло, а то и не дойдем до дома, - грустно пошутила она.
В дверь заглянул Хамзат.
- Выходите, а мы пойдем за вами, - сказал он. – И ничего не бойтесь!
- А мы и не боимся! – сказала Вера. – Подумаешь, напугали!
- Вы не все знаете, - проговорил юноша.
Девушки собрали вещи, надели плащи – уже было прохладно – и вышли из школы.
Во дворе стояли ученики разных возрастов. Они расступились, и учительницы прошли словно сквозь строй. За ними пошли трое старшеклассников, которые показали кулак тем, кто собирался освистать учительниц. Так они и прошли по аулу: девушки впереди, юноши – за ними.
Проходя мимо дома, у которого всегда сидели старики, девушки, как всегда, поздоровались, но ответа не последовало. На приветствие юношей они услышали ответ. Все было ясно: весь аул узнал, что они ходили жаловаться в район, что они посмели вмешаться в жизнь аула. Они, женщины, девчонки, подвергли осуждению решение мужчин!
Что ждало их теперь?