Найти в Дзене
КмиК | Кино и Книги

Скандалы, интриги, расследования в загнивающей Швеции

Вы ведь знакомы с "Девушкой с татуировкой дракона"? Неважно, читали вы книгу или смотрели одну из экранизаций. Вы наверняка согласитесь, что это достойный триллер с детективной составляющей. Более подробное мнение о первом романе Стига Ларссона уже есть на канале (ссылку оставлю в конце).

Стиг Ларссон. Источник: bbc.co.uk
Стиг Ларссон. Источник: bbc.co.uk

Приступая ко второй части трилогии, ожиданий у меня не было. Но был интерес, как Стиг Ларссон продолжит историю. Финал первой часть хоть и оставлял несколько невыстреливших ружей, но производил впечатление самостоятельного законченного произведения.

"Девушка, которая играла с огнём" во многом продолжает выбранную писателем линию, но при этом меняет акценты. Из-за этого меняется и восприятие книги. Но обо всём по порядку.

Главными героями остаются Микаэль Блумквист - журналист, чьи расследования не раз вскрывали пороки общества, а также Лисбет Саландер - девушка-хакер с тёмным прошлым, сложным характером и собственными моральными принципами.

Обложка книги "Девушка, которая играла с огнём"
Обложка книги "Девушка, которая играла с огнём"

Первые 100-200 страниц вызывает те же эмоции, что начало первой книги. Нам задают интересную вводную (которая здесь почти не играет на последующий сюжет), а затем начинается мучительная экспозиция. Автор медленно расставляет своих персонажей на шахматной доске, фиксируя каждое действие. Количество лишних деталей зашкаливает. Например, Лисбет идёт в магазин, и мы узнаём весь список покупок, занимающий один внушительный абзац. При этом он почти никак не раскрывают Лисбет как персонажа. То есть, это бессмысленно.

Но как только Стиг Ларссон включает в историю таинственное убийство, книга становится интересной. Нет, он не раскрывается как хороший писатель, его текст сам по себе не цепляет (примером тому служат многочисленные повторы описания событий, они естественны в живой речи, но тормозят динамику происходящего). Но, по крайней мере, автор концентрируется на главных событиях.

А концентрироваться есть на чём. В роли главного подозреваемого - Лисбет Саландер, на фоне назревает сексуальный скандал, который может затронуть все уровни власти. Всё бурлит, все кипишат, постоянно что-то происходит.

Кадр из фильма "Девушка, которая играла с огнём" (2009)
Кадр из фильма "Девушка, которая играла с огнём" (2009)

Сама детективная история многослойна, но в этот раз нам уже не предлагают думать вместе с главными героями, нам просто шаг за шагом раскрывают всё новые и новые подробности происходящего, постоянно подкармливая неожиданными поворотами в сюжете.

Что действительно можно почерпнуть из этой книги, так это мироустройство в этой вашей загнивающей Швеции. Хотя проблемы общемировые и легко переносятся из локальных в глобальные.

  • Похищение и продажа девушек. Скандалы по этому поводу особенно шумели во время написания книги
  • Неработающая система полиции, которая либо не умеет, либо не может, либо не желает расследовать преступления
  • Проблемы неравноправного отношения к женщинам в жизни и в профессии
  • Психиатрия, обслуживающая частные или государственные интересы, но забывающая об интересах собственно пациентов
  • Непрофессиональная пресса, готовая ради заголовков и продаж на всё
  • Конформистское общество, готовое поверить всему, что ему говорят, готовое "сожрать" любого, кто не подходит под их образ нормальности
  • Государство, которое запросто готово закрыть глаза на преступления своих высокопоставленных представителей, если это выгодно для самого государство
  • Человек, который ничего не может противопоставить государственной машине, если окажется под её прессом случайно

Любопытно, что для раскрытия такого количества сложных проблем, Стиг Ларссон отходит от классического детективного триллера и переходит к... комиксу. Это выражается в гипертрофированных чертах характеров и способностей некоторых персонажей. Например, гигантский двухметровый перекаченный амбал, который не чувствует боли. В какой-то момент это всё сильно бросается в глаза, и воспринимать происходящее всерьёз уже не получается. А вот получить удовольствие от захватывающего боевика - вполне.

Забавно, что по "Девушке, которая играла с огнём" действительно есть комикс.
Источник фото:  https://www.ozon.ru
Забавно, что по "Девушке, которая играла с огнём" действительно есть комикс. Источник фото: https://www.ozon.ru

Подводя итоги, я думаю, что вторая часть лишь подтверждает слабый литературный талант Стига Ларссона. Однако, это не отрицает его умения задавать сложные вопросы и интриговать читателя до самого конца. Если вас не зацепила первая часть, то продолжать не стоит. Но если вы смогли пробраться сквозь гущу недостатков и получить удовольствие (как я), то и второй том покажется интересным. Главное, как и в прошлый раз, перетерпеть начало.

Понравилась статья? Ставь лайк, поделись ею в соцсетях и подписывайся на КмиК.
Не согласен с мнением? Или наоборот категорически "за"? Пиши в комментариях, обязательно обсудим!

Обещанная ссылка на рецензию на первую часть трилогии:

Главное - перетерпеть: "Девушка с татуировкой дракона"

И ещё несколько интересностей на канале: