Найти тему

Менеджмент ключевых клиентов на уровне менеджера

Почему менеджеры не любят ключевых клиентов?

Ключевые клиенты очень важны, как с точки зрения текущих результатов работы компании, так и с точки зрения ее развития. Неслучайно технология работы под названием «менеджмент ключевых клиентов» (key account management – KAM) получает все большее распространение на различных рынках, относящихся к корпоративному (b2b), а также к государственному сектору (b2g). Считается, что только за счет лучшей работы с ключевыми клиентами компания и ее менеджеры по продажам могут добиться выдающихся коммерческих результатов, распределяя время и усилия самым оптимальным образом.

Однако, вопреки ожиданиям, внедрение инструментария и принципов менеджмента ключевых клиентов встречает сильное сопротивление в среде менеджеров по продажам. С одной стороны причина кроется в слабой информационной работе руководства, который должен сопровождаться процесс внедрения менеджмента ключевых клиентов. С другой стороны дело также в том, что клиенты, являющиеся ключевыми для компании в целом, могут не восприниматься в таком качестве отдельными менеджерами по продажам.

В необходимости работать с ключевыми клиентами менеджеры часто видят не награду, а обузу. Слишком много помех в работе вызывают такие клиенты. Эти помехи выражаются, например, в необходимости резервировать редкий товар под клиентов, которые являются ключевыми для компании. А так как эти клиенты часто имеют льготные цены, то менеджеру может быть просто не выгодно отдавать им редкий товар. Или другой пример, когда менеджер вынужден в приоритетном порядке обрабатывать запрос ключевого клиента, отвлекаясь от работы с другими своими клиентами. При этом обработка этого заказа, оплачиваемая в процентном отношении, может тарифицироваться по пониженной ставке из-за того, что ключевой клиент был привлечен не самим менеджером, а руководством или собственниками. Эти примеры и связанные с ними претензии менеджеров по продажам можно продолжать.

Все же мне видится, что менеджмент ключевых клиентов как технология работы на корпоративном рынке может быть не головной болью, а настоящей находкой для линейных менеджеров по продажам на пути к улучшению своих персональных и, как следствие, общефирменных результатов. Как этого добиться? Ответ состоит в том, чтобы «спустить» менеджмент ключевых клиентов с уровня компании в целом на уровень отдельного менеджера по продажам. Необходимо рассмотреть ключевых клиентов конкретного менеджера, понять, кто они такие. Затем следует определить перечень задач и подходов, которые менеджеру по продажам следует применять к этим клиентам ради достижения лучших коммерческих результатов.

Ключевые клиенты – кто они такие?

Чтобы приступить к решению это задачи: создать систему работы с ключевыми клиентами на уровне менеджера по продажам – следует разобраться в отличиях, которые существуют между ключевыми клиентами компании и отдельного менеджера.

Несмотря на отраслевые различия корпоративных рынков, существует более или менее устоявшийся набор критериев для отнесения клиента к категории ключевых на уровне компании. Таким образом, ключевым можно считать клиента, который подпадает под один или несколько из следующих критериев, приведенных в таблице ниже.

-2

Однако дело принимает несколько иной оборот, если мы переходим к понятию «ключевой клиент» на уровне менеджера по продажам. Таблица, приведенная ниже, фокусируется на отличиях в определении и значимости критериев.

-3

В чем состоит основное отличие между критериями на уровне компании и на уровне отдельного менеджера по продажам? Я считаю, и это нашло отражение в таблице, что менеджер по продажам должен концентрироваться на клиентах, на которых он может оказать влияние своей работой. Отсюда следует уточнение критериев «крупный» и «лояльный». Возможностью влияния также определяется значимость критериев «перспективные» и «статусные» клиенты. Во всех этих случаях речь идет о клиентах, эффективная работа с которыми может принести менеджеру по продажам дополнительные дивиденды, с точки зрения результативности продаж. По этой же причине менеджера по продажам в меньшей степени должны интересовать партнерские и сложные клиенты, а также клиенты просто крупные и лояльные, но которые не нуждаются в какой-либо торговой активности со стороны менеджера по продажам, предъявляя спрос лишь на обслуживания. В качестве примера можно привести сетевого ритейлера с жесткой товарной матрицей – клиента компании-дистрибьютора, где менеджер по продажам не может повлиять ни на ассортимент, ни на объем и порядок закупок со стороны сети. Этот клиент с позиции отдельного менеджера не является ключевым, хотя и относится, безусловно, к категории крупных. Аналогично и лояльная дистрибьютору мелкая розничная точка с отличным индексом проникновения, где позиция поставщика определяется географическим расположением и не требует защиты, не будет являться для менеджера ключевым клиентом.

Здесь выражена ключевая идея этой статьи. Идея отнюдь не бесспорная, что статус «ключевой клиент» не может быть механически перенесен с уровня бизнеса в целом на уровень отдельного менеджера по продажам. Вместо этого следует переосмыслить понятие «ключевой клиент», применив его к работе менеджера по продажам и сделав акцент на тех клиентах, где менеджер может действительно оказать влияние, может управлять приобретением клиентом товаров и услуг. Именно в этом, по мнению автора, и состоит суть концепции «менеджмент ключевых клиентов».

К ключевым клиентам следует относиться иначе, чем к остальным… и дело тут не в особом сервисе

Однако, что значит «оказывать влияние», «управлять»? Как реально менеджер может повлиять на результаты взаимодействия между своей компанией и ключевым клиентом? Обычно, если заводишь в среде менеджеров по продажам дискуссию на тему работы с некими ключевыми, основными, vip-клиентами, то основная мысль участников дискуссии крутится вокруг некоторого особого сервиса, который следует оказывать клиенту, если он является ключевым. Вариации на тему того, в чем должна состоять исключительность такого сервиса могут быть различными: от «быстро реагировать на запрос», до «быть вежливым и предупредительным». Все же в такой дискуссии обычно находятся участники, которые справедливо отмечают, что и быстрота обратной связи на запрос клиента, и вежливость, и предупредительность должны присутствовать при работе с любым клиентом. С этим трудно не согласиться. Значит ли это, что всех клиентов следует относить к категории ключевых? Нет, это не так. На практике попытка относиться ко всем клиентам «одинаково хорошо» приводит к тому, что ко всем клиентам начинают обращаться «одинаково средне» или даже «одинаково плохо». Почему так происходит? Дело в том, что влияние на коммерческие результаты работы с ключевыми клиентами определяется отнюдь особым сервисом, а уровнем решения менеджером трех важнейших задач, относящихся к менеджменту ключевых клиентов. Эти задачи требуют и времени и энергии, которые невозможно выделить в одинаковом объеме для всех клиентов.

Три задачи для менеджера

Авторский подход к управлению ключевыми клиентами на уровне менеджера по продажам концентрируется на трех задачах: информационной, коммуникационной и задаче планомерной работы. Тезис статьи состоит в том, что если менеджер уделяет достаточное внимание решению этих задач применительно к своим ключевым клиентам, то он может рассчитывать на зримое улучшение своих коммерческих результатов, как по этим клиентам, так и в целом.

-4

Информационная задача. Первая задача, которая составляет менеджмент ключевых клиентов, может быть названа «информационной». В отличии от «обычных» клиентов, контакты с которыми могут осуществляться без особой подготовки, успех в работе с ключевыми клиентами во многом базируется на оперировании информацией. Поэтому при решении первой задачи речь идет о необходимости работать с информацией о ключевых клиентах: собирать, систематизировать, анализировать, актуализировать и использовать информацию при принятии решений.

Коммуникационная задача. Вторая задача состоит в том, что менеджеру следует наладить эффективную коммуникацию с представителями ключевого клиента. во многих случаях работа с ключевыми клиентами характеризуется сложным переговорым процессом. Сюда следует отнести и особые процедуры закупок, большое количество лиц, вовлеченных в принятие решений о приобретении, многоходовые переговоры и т.д. Следовательно, при решении второй задачи менеджеру по продажам необходимо заранее и тщательно продумать, кто, с кем и как будет контактировать.

Наконец, третья и последняя задача, определяющая работу менеджера со своими ключевыми клиентами – задача построения планомерной работы по таким клиентам. Суть этой задачи состоит в том, что достижения в работе с ключевыми клиентами должны определяться оценкой перспектив и установленными планами, а не просто «напряжением сил» менеджера. Можно даже сказать, что решение этой задачи – одно из немногих мест, где слово «менеджер» принимает свое истинное значение. Здесь находится место для многих управленческих фукнций: планирования, контроля, прогнозирования и т.п.

За каждой из этих трех задач скрывает большой объем работы. Как уже говорилось выше именно невозможность по отношению к каждому клиенту проделать этот объем работы и определяет необходимость отделять ключевых клиентов от всех остальных. Попытка применить подход, характерный для управления ключевыми клиентами, к большому количеству клиентов, скорее всего, приведет к тому, что перечисленные выше задачи оказываются нерешенными по всем клиентам, включая действительно ключевых. Более того, опыт показывает, что, как правило, существует количественное ограничение в работе с ключевыми клиентами. Так можно говорить о 15 ключевых клиентах в расчете на одного менеджера как о верхней границе, пересечение которой может быть чревато с точки зрения качества управления менеджером этими клиентами.

Менеджмент ключевых клиентов: инструменты для менеджера по продажам

Целью настоящей статьи не является дать исчерпывающее представление обо всех инструментах, связанных с выполнением трех основных задач управления ключевыми клиентами для менеджера по продажам. Все же отдельные примеры из практики менеджмента ключевых клиентов могут проиллюстрировать характер этой работы, а также помочь оценить ее действительный объем и сложность. Также автор надеется, что описание некоторых конкретных инструментов может помочь компаниям и их отдельным менеджерам по продажам сделать шаги в направлении внедрения менеджмента ключевых клиентов в свою реальную практику.

Решение информационной задачи: клиентское досье

Одним из наиболее известных методов решения информационной задачи является создание клиентского досье. Клиентское досье – не что иное, как формат для сбора, накопления, хранения и использования сведений о клиенте. В этом смысле можно говорить, что каждая компания имеет клиентские досье некоторого вида, так как каждая компания, по меньшей мере, имеет и хранит в своей информационной системе карточки контрагентов, включая своих клиентов. Тем не менее, карточка клиента из информационной системы за редким исключением не может рассматриваться в качестве клиентского досье. Даже если речь идет о программных продуктах, предназначенных для автоматизации CRM. Все дело в том, что клиентские карточки не могут вместить всего того, что менеджеры знают или хотят знать о своих ключевых клиентах. О чем идет речь? Существует множество типов информации, которая, на первый взгляд, требует включения в клиентское досье. Тут можно вспомнить и о хобби руководства и об отношении к нам, и об истории закупок и т.д. и т.п. Однако ниже приводится пример клиентского досье одной из компаний, продающих медицинскую технику и оборудование, которое можно считать образцово-показательным в смысле учета необходимой и достаточной информации о ключевом клиенте. В этой таблице «группа» определяет тип интересующей нас информации, а «вопросы» – те конкретные сведения, которые необходимо по возможности получить.

-5

Структурированное таким образом клиентское досье чаще всего оформляется в виде корневого файла (MS Excel или карточки клиента в CRM-системе типа MS Dynamics CRM, Sales Expert и т.п.) с прикрепленными к нему папками, имеющими название соответствующих групп сведений как в таблице.

В целом можно сказать, что приведенное в пример клиентское досье охватывает основной набор сведений о ключевом клиенте, позволяющий выстраивать с ним работу, как с точки зрения коммуникации, так и с точки зрения выстраивания планов и торговых стратегий. Кроме, пожалуй, одной группы сведений – так называемого «закупочного центра», о котором пойдет речь в следующем разделе.

Решение коммуникационной задачи: закупочный центр

Понятие закупочного центра также как и клиентское досье не являются чем-то принципиально новым среди инструментов менеджера на b2b-рынке. Известное определение гласит, что закупочный центр – это представление о группе лиц в компании-клиенте и за ее пределами, которые влияют на принятие решений о закупках. Однако и закупочный центр приобретает новое значение, когда мы рассматриваем его применение в отношении ключевых клиентов. Ведь не секрет, что реальное использование этого инструмента на практике чаще всего останавливается оценкой перспективы обработать гору сведений о сотрудниках клиентов, которых у менеджера может до сотни. Совсем другое дело, если мы говорим пусть и о сопоставимом объеме работы, но всего, лишь о 15 клиентах. Ниже в таблице можно увидеть типичную структуру описания «закупочного центра».

-6

Такая таблица ведется по всем известным нам участникам закупочного центра ключевого клиента. Важнейшим при работе с закупочным центром является выбор эффективного набора ролей, которые мы приписываем членам закупочного центра клиента. Хотя на сегодняшний день существует большое количество классификаций таких ролей (в количестве от 3 до 15), можно привести в пример вариант, используемый компаний – поставщиком справочных информационных систем с указанием направлений работы, определяющих дальнейший план действий.

-7

Обратите внимание, что описание закупочного центра составлено с расчетом на планирование и реализацию дальнейшей работы с его участниками. Вообще ориентация на планы, на действия – это то, что отличает инструментарий менеджмента ключевых клиентов от использования схожих методов и инструментов в рамках других концепций, где они имеют больше описательный, теоретический характер. О плане пойдет речь и в описании последнего в данной статье инструмента для работы с ключевыми клиентами – перспективного плана.

Обеспечение планомерности работы с ключевыми клиентами: перспективный план

Большинство компаний используют планы в разрезе клиентов только в привязке к ближайшим торговым периодам: месяцу, кварталу, году. Такие планы часто страдают близорукостью – они не отражают более глобальную постановку задачи, связанную с достижением стратегических результатов по ключевым клиентам. Дело в том, что ключевые клиенты часто требуют более перспективного планирования, выходящего за пределы оперативных планов. С чем это связано? Достижение коммерческого успеха в работе с ключевыми клиентами определяется нашей способностью «хорошо подготовиться, терпеливо ждать и вовремя действовать», т.е. нашей готовностью взглянуть на работу с ключевым клиентом за пределами текущего месяца. В один месяц, даже в один год бывает невозможно добиться радикального улучшения результатов. Мы должны это учитывать и отражать наше видение будущего в своего рода плане, который иногда носит название перспективного плана. Пример перспективного плана, который позволяет увидеть структуру и подход перспективного планирования, приведен ниже. Это пример компании – поставщика китайской запорной арматуры и фланцев. Речь идет о клиенте – оптовом покупателе в одном из регионов России.

-8

Практика доказывает, что внедрение одного только перспективного планирования по ключевым клиентам менеджеров способно принести компании экономическую отдачу. Особенно значительный эффект возникает, когда перспективное планирование становится совместным процессом, в котором участвует менеджер по данному клиенту и непосредственный руководитель этого менеджера. Перспективный план также позволяет сделать планы по отдельным торговым периодам более адекватными, как с точки зрения руководства, так и с точки зрения менеджера.

Что еще очень важно, такой перспективный план может включать в себя оценку действий, которые необходимо предпринять компании-поставщику, чтобы реализовать свою стратегию, а также бюджет этих действий.

Заключение

В своей статье автор стремился обозначить свое видение менеджмента ключевых клиентов, как эффективной технологии продаж. По мнению автора «раскрыться» и принести свои плоды эта технология способна, прежде всего, на уровне отдельных менеджеров. Для этого необходимо переосмыслить само понятие ключевого клиента, сделав его приближенным к работе линейного торгового персонала. Затем следует обдумать подход к выполнению трех важнейших задач менеджера при управлении ключевыми клиентами: информационная задача, коммуникационная задача, обеспечение планомерности работы. Эти задачи нельзя решить путем пустого декларирования. И хотя с ключевыми клиентами следует работать самим менеджерам, компания, стремящаяся к успеху, должна выступить в роли методиста. Эта означает, что компания должна выбрать и проработать набор конкретных методов и инструментов, с помощью которых менеджеры смогут выполнить поставленные перед ними задачи. Клиентское досье, закупочный центр, перспективный план – эффективные, но далеко не единственные методы, из которых компании следует сделать свой выбор. В добрый путь! Помните, что улучшение работы с ключевыми клиентами может дать компании улучшение сбытовых