всех мастей и щекастых Кристианов Бейлов.
Пока весь прогрессивный мир уже смотрит «Маленьких женщин» Греты Гервиг, нам же придется грезить о них до конца января. На этой волне я уже перечитала оригинальный роман Луизы Мэй Олкотт и пересмотрела культовую экранизацию 1994 года - о ней и речь.
Небольшое прояснение моих отношений с «Маленькими женщинами». Был урок английского в 6-ом классе и мы читали отрывки из разных классических произведений. Где-то после «Чарли и шоколадной фабрики» Роальда Даля дошли до женщин. Мне, как серьезно позиционировавшему себя ребенку, словосочетание «маленькие женщины» настолько понравилось, что я решила применять его к себе и чтобы скорее убедиться в отсутствии противоречий к такому положению вещей, посмотреть кино - о чем там вообще речь. Плохо соображаю, как именно я это делала, потому что интернет на тот момент у нас был плохой, а компьютер - это списанный с маминой работы системный блок и выпуклый стеклянный экран, на котором хорошо было играть в Сапера, например. Однако, шалость удалась и красивую Вайнону Райдер с дерзкой короткой стрижкой (для XIX века) помню как сейчас.
Прошло время (годы!) прежде чем я вернулась к тому, с чего начала и не признала Джо Марч своей любимой литературной героиней (так уж вышло с героями у меня все складывалось гладко, а вот героини в почете не были). Она добрая (как и все в этом произведении - я не шучу, там доброта / теплота и милота из ушей льются), дерзкая, храбрая, самая умная, талантливая и, к тому же, писательница, а любовью ее жизни становится взрослый преподаватель философии. Шансов не признать ее своим идеалом просто не остается.
В старом фильме довольно подробно (хоть и не точно) и рассказаны и закрыты все сюжетные линии. Там есть атмосфера домашнего и семейного уюта, но не достает какой-то сказочности (хотя никакого волшебства история не подразумевает), это типа очень вкусный чай с чабрецом в красивой и приятной кружке, но без сладкого кусочка тортика Шантили. Кино этим не портится - оно выглядит более реалистичным и осязаемым. Там хороший каст, играющий чудесно: Вайнону Райдер уже упоминала (собственно, Джо), в роли лучшего друга семьи - богатого мальчишки Лори, пухлощекий Кристиан Бейл (забавный и слегка нелепый), мама Марчей - Сьюзан Сарандон, и особенно хорошая двенадцатилетняя Кирстен Данст в роли Эми, обычно я не балую похвалой актеров-детей, но она там очень хороша: озорная, живая, перетягивающая внимание.
Новая версия тоже может похвастаться нереальным творческим составом: будут и Сирша, и Тимоти Шаламе, и Лора Дерн, и , госпади боже, Мерил Стрип - всех горячо люблю. Вообще, есть такие классические вещи, которые у каждого поколения должны быть своими, типа произведений Толстого или Достоевского: люди их проблемы не меняются, другими становятся вещи и контекст, которые их окружают. «Маленьких женщин» называют западной «Войной и миром» (неудивительно, что мне нравится). Но позволю себе заметить: если «Война и мир» это про срез времени и уклады русской жизни XIX века, то «Маленькие женщины» исключительно людей и то, что у них внутри, хоть и происходит все в абсолютно аналогичных обстоятельствах, отчего их (женщин) легче сделать сегодняшними даже в пышных платьях с корсетами.
Чтобы скрасить ожиданиями и подпитать свои надежды насчет ленты Греты Гервиг (у которой между прочим 98% свежести на Томатах и восторги критиков) и добавить того волшебства, которого мне недоставало в версии 1994-го, даю ссылочку на одну из самых трогательных сцен истории, когда Джо не может танцевать на балу, потому что на ее платье огромное прожженное пятно (стыд и позор), а мальчишка Лори, с которым она только что познакомилась, находит выход из ситуации.
**Небольшой отрывочек из будущего фильма, который уже выдавил из меня слезинку** - музыка чудесная!