Был у меня однажды выпуск двух девятых классов. В школе, где я тогда работала, старшего звена не было. Нужно было уходить в другое подразделение нашей же школы или выбирать другую.
Один из этих двух девятых классов был ну о-очень слабый. Причём я признаю: там было и моё педагогическое фиаско. И вот на фоне всеобщего упадка было в этом классе две хорошистки и отличник. Как часто бывает в таких классах, им достаточно было делать хотя бы минимум, чтобы получать четыре (я уже упомянула, что этот класс был моим педагогическим фиаско?) Мальчик обладал памятью и эрудицией, поэтому получал вообще только пять.
И вот эти трое перешли в десятый класс. Перешли в нормальную такую гимназию (формально подразделение нашей же школы). Ожидаемо попали там к сильным сверстникам и учителям, которые требовали, спрашивали, ставили (наверное, порой и слишком) высокую планку. Посыпались тройки-двойки. Мальчик больше отличником не был, но гимназию успешно закончил и в целом неплохо туда влился. А вот девчонки потерю статуса хорошисток-почти-отличниц терпеть не стали и ушли в школы послабее, лишь бы иметь свои 4-5.
Я часто вспоминаю эту историю. Вот в в началке высокая планка действительно никому не нужна — ну, потому, что она вообще не про ребенка 6-10 лет, а про чьи-то нездоровые амбиции. Но в старшей школе променять высокие требования на сохранность самооценки... Ради чего? Ведь по идее в 10-11 классе надо готовиться к экзаменам, и знания гораздо важнее оценок как таковых. Кому нужны эти четыре-пять, за которыми мало что стоит?
А с другой стороны — разве не происходит похожее со многими из нас во взрослой жизни? Лучше я буду первым парнем на деревне в средней компании без особых перспектив роста, чем пойду надрываться в амбициозную корпорацию: большая конкуренция, стресс, вечная гонка.
Наверное, тут самое важное — уметь отличать необходимую заботу о себе от успокоенности и «болота». Скажем «нет» корпоративной этике работы 24/7 в ущерб здоровью и всему остальному. Но если куда-то из жизни исчезли развитие и рост — стоит задуматься, не пожалеете ли потом об упущенных возможностях.