Если вы берете эту книгу, думая, что будете плакать, - нет. Вы закроете ее с массой чувств, но едва ли у вас выступят слезы. "Татуировщик из Освенцима" - это история великой человеческой силы. После прочтения этой книги хочется жить, а не плакать.
"Татуировщик из Освенцима" заставляет задуматься: а имеет ли человек вообще право сдаваться?
Лале попадает в Освенцим почти добровольно - с мыслью, что, если заберут его, не тронут его семью. Он действует рационально, не лезет на рожон, он готов терпеть - ради самого главного, ради жизни. Работа, на которую его отправляют в первые дни, дается ему не просто. Он ищет пути выживания: нужно ли ему будет делать вид, что он "выслуживается" перед фашистами или быть абсолютно незаметным.
Лале в первые же мгновения пребывания в Освенциме видит, что выжить здесь практически невозможно. И принимает решение жить. Любой ценой.
Несколько раз Лале оказывается на грани жизни и смерти, ему доводится видеть невыносимые картины. Но он продолжает бороться за жизнь. И ему это удается - благодаря любви, целеустремленности и готовности бороться не только за себя, но и за других.
Книга не провоцирует жалость. Она вызывает невообразимое восхищение главным героем и - через призму персонажа - восхищение человеческой силой, волей, выживаемостью.
Восхищает то, насколько человек хочет жить. Восхищает уровень веры в свои силы.
Восхищает талант ЖИТЬ: даже в Освенциме герой смог найти любовь и построить "бизнес".
Понятно, что "бизнес" здесь не подходит, ведь действовал он не ради прибыли. Но человек организовал целую систему для более благополучного существования людей. Нашел правильных людей и грамотно их скоординировал.
Неважный момент, на который я обратила внимание:
На одной из страниц фашист говорит "на фига". У меня это вызвало диссонанс. Как считаете, в те времена уже было в ходу данное сленговое слово?
Данное произведение показывает, насколько важно уметь ставить себе цель. Не просто цель, а установку, нерушимую, непоколебимую. И как важно не сомневаться в своей цели ни секунды.
Субъективные, личные реакции, не имеющие отношения к главной теме произведения:
Лично меня всегда жестоко ранит участь второстепенных персонажей. И именно поэтому ближе к концу романа у меня возникло жгучее и болезненное чувство. Не знаю, как его назвать. Подруги Гиты теряются. Одна, скорее всего, умирает (сцена эвакуации заключенных - она падает и остается на снегу, еще живая, но едва ли она могла выжить одна в снежном поле). Другие просто исчезают из повествования. Пост скриптум нам не говорят о том, что стало с ними.
Мне обидно за этих девочек. Обидно, что им не досталось любви. Обидно, что автор забыл о них. А они ведь тоже жили, тоже выживали, тоже...были. Это личное. Накладывается собственное обостренное желание не быть неважным второстепенным персонажем в этой жизни. Но все же. Не бывает у вас такого?
Книга читается за два вечера. Вынырнуть из повествования невозможно.
Человеку необходимо верить, помогать другим и любить. Произведение показывает светлые, правильные ориентиры и ценности, напоминая об одной из худших ошибок истории.
(больше - по хэштегу #фил.фак_книги_почитай )