Найти тему
280,8K подписчиков

Мартин Лютер. Борьба с Папой

1,4K прочитали

Ранним утром 31 октября 1517 года, человек неприметной внешности вышел из дома с сумкой в руках. Озираясь по сторонам, в страхе, что его заметят и пристанут с вопросами, он подошёл к Замковой церкви города Виттенберга, в котором он жил. Он достал из сумки пачку исписанных листов, молоток и гвозди. Через час листы были прибиты к стенам церкви, что изменило жизнь Европы на как минимум ближайшие сто лет. Звали этого человека Мартин Лютер.

Веером здесь пальцы вью, молотом здесь пати бью
Веером здесь пальцы вью, молотом здесь пати бью

Листы, которые он развесил, вошли в историю как «95 тезисов». От 31 октября отсчитывают начало Реформации Католической церкви и история протестантизма в целом. Основной идеей Лютера было ограничить Папу в раздаче индульгенций, а также снизить статус Священного писания. Но истинная фишка в другом. На протяжении всего Средневековья церковь играла важную роль в судьбе Европы, идеально вписываясь в тогдашний строй – феодальный. Папа Римский был самым главным феодалом; церковь владела третью европейских земель, использовала крестьянский труд, применяя те же методы, что и обычные феодалы. Очевидно, церкви было выгодно такое использование строя, они вовсю поощряли его и навязывали мнение о том, что он более чем богоугоден. Монархи, в свою очередь, рвали жопы для того, чтоб получить благословение от Папы, некоторые даже не могли сыграть свадеб без высшей санкции от божьего наместника на Земле. Очевидно, такое положение дел зело устраивало католическую церковь. Она могла существовать и процветать только в условиях феодального строя. Однако в начале 16 века начал формироваться новый класс – класс буржуазии. Новому классу нужна и новая идеология. Они не хотели отказываться от христианства, но им не нужен был пафосный и помпезный католицизм, на который уходит много денег, ведь эти деньги можно вложить и приумножить. Таким образом, католическая церковь становилась не только бесполезной, но и вредной из-за её дороговизны. В северной Германии, например, где церковники мучили людей бесконечными поборами, народ всей душой ее ненавидел. Нашла коса на камень.

Вернемся к Лютеру. Сначала папство не обратило на него внимания и не выказало особой озабоченности его выступлением. Однако Лютер стал искать союзников, ичсх, нашел. Фридрих Третий, которого потом назовут Мудрым, принял его к себе, стал финансировать и защищать. В 1519 году Лютера вызвали в город Лейпциг на диспут, где он два дня спорил с папским эмиссаром о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Довели его настолько, что 10 декабря 1520 года он решился на то, на что никто в трезвом уме пойти бы не смог: при огромном скоплении народа он сжег папский документ, в котором Папа высказывал все, что он о Лютере думал. Император Священной Римской империи Карл Пятый вызвал Мартина к себе и призвал от своих взглядов отречься, на что наш герой ответил: «На том стою. Не могу иначе. И да поможет мне Господь Бог.»

Тот самый Фридрих III Мудрый
Тот самый Фридрих III Мудрый

Реакция церкви не заставила себя ждать: репрессии против Лютера и его друзей пошли волной. Пока в Нидерландах жгли его приверженцев, он спрятался в замке на территории Фридриха и занялся переводом Библии на немецкий язык. Тут стоит пояснить, в чем профит для Фридриха: дело в том, что большинство земель Северной Германии было раздроблено на чуть более, чем дофига маленьких государств. Когда Фридрих и другие государи Северной Германии начали читать «95 тезисов», то, дойдя до пункта о том, что церковь не может владеть землями, отбросили бумаги и стали потирать ладошки. По сути, это давало карт-бланш на захват земель Папы, в следствие чего ребята стали быстренько принимать религию, названную в честь нашего героя – «лютеранство».

Очевидно, Папа тоже не сидел на жопе, а начал заниматься ответной деятельностью, которая потом войдет в историю как «Контрреформация». Однако поскольку верховные церковные деятели были теми еще мудаками, сначала у них не пошло. Они думали, что, предав анафеме Мартина Лютера, они решат все проблемы. Так, маленький кризис, фигня, ща все разрулим. В следствие этого, часть полимеров они таки профукали. В 1522 году, например, церковью стал руководить Папа Адриан Шестой, который, несмотря на всего лишь два года своего управления церковью, обложил фаллосами предшественников, думая, что здравая критика все решит и все успокоятся. Но годы поборов и мучений не забылись: Северная Германия, Швеция, Дания, немного Англия – все они стали обращаться в протестантскую веру.

Адриан Шестой — комик, критик, новатор
Адриан Шестой — комик, критик, новатор

В 1523 году церковью стал управлять Климент Седьмой, в миру – Джулио Медичи. Тот дурачком не был и быстро взял быка за рога, благодаря чему волну «ереси» ему удалось остановить. Начал он с основания новых орденов, самый известный из которых – орден иезуитов, которые, представляясь «безобидным студенческим обществом», в перерывах между обедом и полдником очень любили жечь людей за небрежно брошенные пару слов. Под их жернова попал Джордано Бруно, например. Также Папа и его преемники централизовали власть, создали семинарии и открыли несколько церковных университетов, начали финансировать монархов католических стран, которые выиграли несколько войн против протестантов, тащемта в целом обновили духовенство.

Климент Седьмой отдыхает после создания орденов
Климент Седьмой отдыхает после создания орденов

Все это привело к тому, что Испания, Австрия, территория современной Бельгии и почти вся Италия, остались католическими. Церковь урок усвоила и в дальнейшем сильно не борзела, однако камень в воду Лютером был брошен, волны пошли. Причем камень был совсем не маленьким. Дальше будут и Евангелическая Уния, и Тридцатилетняя война, но это тема для другого рассказа, а теперешний рассказ наш окончен.

Автор статьи: Кирилл Neron Толстыгин