Найти тему

"Их знали только в лицо", или "Итальянцы - славные ребята!"

Фильм "Их знали только в лицо" А. Тимонишина достаточно нетипичен для 1960-х годов. Судите сами: в ленте о подвиге подпольщиков в годы Великой Отечественной войны немцы изображены вполне адекватно, а итальянцы и вовсе вызывают симпатию у зрителей. Хотя, это противники, а в ту пору образ врага по старой военной традиции очень часто рисовали черными красками. По слухам, такое послабление по отношению к итальянцам было сделано из-за того, что как раз в ту пору советское правительство вело переговоры об открытии в нашей стране завода "Фиат". Так это или нет, сказать не могу, но фильм получился довольно приличным.

В оккупированном южном городе (он не назван ни в фильме, ни в книге, но там явно подразумевается Одесса) в порту время от времени гремят взрывы. Это поднимаются на воздух немецкие, румынские и итальянские суда. Что же это за неуловимая советская подлодка, которую никак не могут обнаружить локаторы? Постепенно враги понимают, что это не подлодка, а боевые пловцы. Но откуда они взялись и где базируются?

Галина Ортынская (И. мирошниченко) и Вильма Мартинелли (Е. Добронравова).
Галина Ортынская (И. мирошниченко) и Вильма Мартинелли (Е. Добронравова).

Параллельно идет рассказ о Галине Ортынской, которая по заданию подполья устроилась в итальянскую комендатуру переводчицей. Это - первая большая роль Ирины Мирошниченко.

С. П. Кулагин/Виноградов (А. Белявский)
С. П. Кулагин/Виноградов (А. Белявский)

В фильме есть все, что нужно для хорошего шпионского боевика: напряженное действие, отважные разведчики, умные враги из контрразведки, любовь... Даже красивые дамские наряды (связь проходит через ателье) там можно увидеть, да еще и оперные арии (2 героя служат в местном театре) послушать. Каких-то особых примет именно советского фильма, тут нет. История эта могла произойти в любой стране, оккупированной фашистами. Может, именно поэтому фильм до сих пор неплохо смотрится.

Витторио дель Сарто (А. Вербицкий).
Витторио дель Сарто (А. Вербицкий).

На удивление хорошо показаны итальянцы. В принципе, они враги, но в то же время это смелые и галантные люди. А уж дель Сарто - так просто положительный герой. Хотя, в книге Э.И. Ростовцева "Час испытаний", по которой поставлен фильм, все не так однозначно и именно Витторио под конец проявляет себя как подлец, который может прикрыться женщиной, как живым щитом, циник и откровенный вор.

" - Вы непоследовательны, - сказала она. - Убеждены, что Италия проиграет войну, и вместе с тем говорите, что вы лично ничего не потеряете.
- Это звучит парадоксально, но это так. - Он встал и зашагал по комнате. - Капитан первого ранга дель Сарто в случае поражения Италии потеряет все; аристократ дель Сарто, рухни при той же ситуации королевская власть, лишится дворянских привилегий, но сын вице-председателя «Банка д’Италия», акционер и наследник акционера учредителя компании «Фиат», - Виктор дель Сарто в худшем случае останется при своих. Войны проигрывают правительства и армии, банкиры и промышленники не разделяют их судьбы. - Он отрывисто рассмеялся.
Галка смотрела на него ненавидящим взглядом. То, что он говорил, было, пожалуй, страшнее, циничнее садистского откровения плюгавого гауптштурмфюрера, в кабинет которого она однажды попала и чей голос слышался сейчас за окном."

"Деятельностью капитана 1-го ранга дель Сарто на Восточном фронте интересовалось не столько военно-морское командование, сколько правление крупного итало-германского промышленного концерна, одним из директоров которого был дель Сарто-старший, а другим - рейхсмаршал Герман Геринг. После войны на заводах концерна, находящихся - обратите на то внимание - в нейтральных странах, было обнаружено ценное оборудование, вывезенное из Советского Союза еще в 1942 году. То был грабеж с дальним, так сказать, прицелом - при любом исходе Восточной компании оборудование оставалось за концерном…"

Понятно, что за образом дель Сарто явно стоит прототип - князь Боргезе. Но, между нами говоря, это достаточно одиозная фигура и почему в середине 1960-х советские кинематографисты решили его обелить - бог весть. Наверное, и вправду завод был очень нужен.

Подпольщик Л. Бычков (А. Смирнов).
Подпольщик Л. Бычков (А. Смирнов).

В небольшой роли снялся А.М. Смирнов, которого зрители хорошо знают по фильмам "Добро пожаловать, или посторонним вход запрещен", "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" и "Айболит-66". Между тем, этот комик - фронтовик и кавалер орденов Красной Звезды и Славы II и III степеней.

-6

К минусам фильма можно отнести то, что он снят на черно-белой пленке. Поэтому все подводные сцены получились настолько темными, что во время напряженных боев между боевыми пловцами, не очень ясно, что происходит. Увы.

-7

Также могу отметить наряды дам, сшитые точно по моде... 1960-х. Но это общая беда кинематографа тех лет, вне зависимости от страны. Кстати, дыхательные аппараты тоже использованы вовсе не те, что были в ходу в 1940-х.

Но в целом фильм весьма неплох.

Афиша с сайта https://www.kinopoisk.ru/film/42583/, остальные картинки - скриншоты.

P.S. Занятно, что в книге "Час испытаний" Ростовцева слово "пиндос" употреблено в старом значении: "грек".

"- Спасибо за совет. И скажи, что это за дом. Я до сих пор не пойму, где нахожусь.

- Это особняк, подаренный Кулагину адмиралом Рейнгардтом.

- А что здесь было раньше?

- Кафе какого-то пиндоса.

Галка вздрогнула. Это же бывшее кафе Георгиоса"