Найти тему
Сквозь искусство

Что объединяет Дягилева, Пикассо, Кокто, Сати и Аполлинера?

Оглавление

Всем привет! Сегодня мы будем говорить не только о живописи, но и о других видах искусства, синтез которых привёл к появлению термина "сюрреализм", а в последствие и целого направления в искусстве и литературе!

Костюмы, созданные Пабло Пикассо  в 1917г к балету Сати "Парад"
Костюмы, созданные Пабло Пикассо в 1917г к балету Сати "Парад"

Что объединяло гениев начала 20го века?

Все, кто хоть капельку близок к искусству знают фамилии Дягилева - главного пропагандиста русского искусства зарубежом, благодаря которому весь мир узнал о русском балете, Пикассо - одного из самых значимых художников века двадцатого, Сати - сумевшего изобрести в музыке больше направлений чем кто-либо, Кокто - литератора-провокатора, успевшего стать звездой во всех своих начинаниях, ну и конечно, Аполлинера - одного из самых мощных двигателей авангарда в литературе начала двадцатого века.

Эта великолепная пятёрка, заручившись поддержкой Леонида Мясина (выдающийся хореограф) и Мизии Эдвардс (меценат, модель, пианистка) решилась на создание нового балета в рамках "Русских сезонов" Дягилева.

Всё началось с того, что Жан Кокто как-то послушал "Три пьесы в форме груши" написанные Сати и вдохновился для написания либретто. В 1916 году, их общий хороший знакомый Пабло Пикассо втайне переписал текст Кокто, и на новый вариант Сати с удовольствием создал музыкальное сопровождение. А дальше друзья обратились к Дягилеву и в военные годы началась подготовка к постановке в театре Шатле.

Пабло Пикассо в процессе работ над декорациями для постановки "Парад", 1917г
Пабло Пикассо в процессе работ над декорациями для постановки "Парад", 1917г

Премьера состоялась 8 мая 1917 года вызвала огромный резонанс, скандал, который по своему размаху превзошёл даже постановку "Весна священная" 1913 года с музыкой, написанной для неё Стравинским.

Антигармоничный, психованный композитор пишущих машинок и трещоток, Эрик Сати ради своего удовольствия вымазал грязью репутацию «Русского Балета», устроив скандал <…>, в то время, когда талантливые музыканты смиренно ждут, чтобы их сыграли… А геометрический мазила и пачкун Пикассо вылез на передний план сцены, в то время как талантливые художники смиренно ждут, пока их выставят. - Так писали критики об этой постановке сразу после премьеры ( Leo Poldes, «La Grimasse», 19 мая 1917 )

А где потеряли Гийома Аполлинера?

На самом деле мы не теряли, ведь именно он написал программу для спектакля и в ней впервые в истории ввёл термин "сюрреализм", поскольку сама постановка действительно была крайне необычна. Она отличалась и от дадаистических проделок и от существующих на тот момент догматичных установок театрального искусства.

"Это сценическая поэма, которую новатор музыкант Эрик Сати переложил в изумительно экспрессивную музыку, такую отчётливую и простую, что в ней нельзя не узнать чудесно прозрачного духа самой Франции. Художник-кубист Пикассо и самый смелый из хореографов, Леонид Мясин, выявили его, в первый раз осуществив этот союз живописи и танца, пластики и мимики" - такими словами описывал действие сам Аполлинер.

Ну и конечно, для самых любопытных у меня есть для вас и отрывок из современной реконструкции 2007го года театром Europa Danse той самой скандальной постановки. Она ниже:

Вместо послесловия

Как вам эта не самая стандартная для канала статья? Надеюсь, мне удалось вас удивить? Расскажите в комментариях, насколько сейчас кажется необычной постановка "Парада" и хотели бы вы читать больше статей не только про живопись, но и про её синтез с другими направлениями искусства?

Не забывайте, что у нас появился канал на Youtube!

Ну а пока ставьте лайки и подписывайтесь на канал, мне очень важна ваша обратная связь. Оставляйте комментарии, если есть какие-либо пожелания по тому о чём вам захочется спросить или почитать, а я постараюсь представить в ответ ещё не один интересный материал!