Если твой отец - музыкальный гений, то самое последнее, что придёт разумному человеку в голову при выборе профессии - попытаться сыграть на том же поле. С другой стороны - если ребёнок вырос в семье музыканта, инерция потянет его в ту же сторону. И как тут быть?
Вот шесть случаев, когда сыновья великих композиторов всё же пошли по стопам своих отцов. Посмотрим, действительно ли Природа отдыхает на детях гениев?
1. Дети Иоганна Себастьяна Баха
Во времена Баха культ композитора-творца был ещё никому не известным понятием. Музыканты тогда были не столько артистами, сколько служащими и сочиняли музыку в соответствии с должностными инструкциями.
Возможно, потому, что над головой Баха не висел при жизни нимб гения, его дети не страдали комплексом собственной ничтожности. Четверо из них стали известными композиторами с уникальным творческим лицом и даже сумели прославиться при жизни гораздо больше, чем их отец.
И Гайдн, и Моцарт, и Бетховен не очень хорошо знали музыку Иоганна Себастьяна, но испытали сильное влияние его сыновей.
О сыновьях Баха немного больше здесь и здесь.
2. Сын Вольфганга Амадея Моцарта
В отличие от Баха, который собственноручно воспитал из своих сыновей отличных музыкантов, Моцарт просто не успел этого сделать. Его младшему сыну Францу Ксаверу не было ещё и года, когда отец оставил его сиротой.
Вдова композитора Констанция в попытке наладить своё материальное благополучие воплотила в жизнь коммерческий проект на тему "Франц Ксавер как реинкарнация Вольфганга Амадея" и даже имя ему поменяла на отцовское.
Мальчика учили Сальери (совершенно бесплатно) и ученик Моцарта, известный виртуоз Гуммель. В итоге он стал композитором.
Ещё о его карьере и музыке - здесь.
3. Сыновья Иоганна Штрауса-отца
Уже то, что к фамилии этого композитора нужно прибавлять уточнение "отец", говорит об успехе его сына.
Иоганн Штраус-сын - тот самый "король вальса" - даже превзошёл славу своего отца. Хотя этот отец так активно сопротивлялся музыкальной карьере сына, что даже лишил его за непослушание наследства.
Кроме того, ещё два его сына тоже писали вальсы и галопы, не так, правда, успешно, как их знаменитый брат Иоганн. Он в центре:
Ещё об этом незаурядном семействе - здесь.
4. Сын Рихарда Вагнера
Любимый и единственный сын Вагнера, названный Зигрфидом в честь "светлейшего героя" его тетралогии "Кольцо нибелунга", тоже пошёл по стопам отца и стал композитором (и дирижёром).
Главным делом его жизни было, конечно, руководство фестивальным мероприятием своего гениального отца ( Байройтский Фестшпильхаус). Но он также написал довольно много неплохой музыки (в том числе 18 опер). Все они исполнялись и даже имели успех у публики.
Правда, после его смерти в 1930 году вдова Зигфрида Вагнера Уинфрид наложила запрет на исполнение музыки покойного супруга, чтобы священное имя Рихарда Вагнера не двоилось в музыкальном пространстве. Только в последние годы его сочинения стали исполняться и записываться.
Подробнее о нём здесь.
5. Сын Александра Скрябина
Сына от второго брака Скрябина звали Юлиан. Когда его отец умер, ему было 7 лет.
В 11 лет он утонул в Днепре во время школьного пикника.
Конечно, композитором его назвать нельзя, но он учился музыке в Москве (в школе сестёр Гнесиных) и после смерти отца в Киевской консерватории (успел закончить первый курс).
Спустя много лет после смерти Юлиана (уже в 1940 году) были обнародованы четыре его прелюдии для фортепиано. Трудно поверить, что они написаны маленьким мальчиком.
Поскольку вокруг фигуры Скрябина вообще много всяческой мистики, многим пришло в голову, что мальчик стал воплощением творческого духа своего отца. Но более сдержанные и мнительные натуры считают это мистификацией, и подозревают, что на самом деле это неопубликованные при жизни прелюдии самого Скрябина.
Вот одна из них, длиной в минуту:
6. Сын Игоря Стравинского
Сын Игоря Стравинского Святослав тоже учился композиции и игре на фортепиано. Но свою исполнительскую карьеру он посвятил продвижению сочинений своего гениального отца.
Что касается композиторского творчества, то он даже и не пытался сказать что-то своё в этом качестве. Он скромно сочинял музыку для педагогического репертуара.
Чуть больше о детях Стравинского здесь.