Найти тему
А за нею каракатица

Эх, лосось, лосось...

Оглавление

Подросток — почти всегда дикобраз. Пытаясь найти свое место на шкале жизни, осознать собственную ценность, он ощетинивается всеми имеющимися иглами. При этом именно в подростковый период отчаяннее всего желание найти себе подобных, «своих». В школе, в клубах по интересам, на экране или в литературе. Я расскажу о нескольких книгах, посвященных подросткам. Все их нашла в школьном отделе нашей районной библиотеки.

День числа пи

Год выпуска: 2018, издательство «Самокат»

Эта повесть Нины Дашевской наполнена любовью к музыке, и, как человеку немузыкальному, некоторые моменты читать мне было немного неловко. Казалось, будто я пропустила в своей жизни нечто важное. Но все же на примере музыки разворачивается извечная подростковая драма: хорош я или самый обычный? А если обычный, то зачем вообще все? Один из героев, Кирилл, совершенно нормальный парень, отец которого нацелен на результат, забывая о значимости процесса. И юноша внутри себя мечется между тем, что интересно, и тем, что престижно. Он определенно желает быть тем сыном, которым бы отец гордился. А пишет пока еще слишком простую музыку. "Как все". В душе его качели: творческий порыв и обесценивание результата.

«— Я однажды была в гостях. И там на всех стенах рисунки, совсем детские: ваза с тремя цветками, рыбы в речке, домик. Радуга. Видно, что родители так гордятся своим ребенком. А ребенку лет десять. Уже не малыш! Понимаешь? То есть я тогда подумала: надо же, так радуются, считают, что он художник.
...Да. И у Т. на кухне ее детские рисунки висят, с динозаврами. А моим родителям в голову такое не придет.
— Может, они вспоминают, как он был маленьким? — я пытаюсь оправдать знакомых Вали, родителей десятилетнего художника.
— Нет, — говорит Валя. — Оказалось, он больной. Не говорит. Совсем. И рисовать начал только в этом году. А раньше не хотел. И они этому радуются, понимаешь! Тому, что он делает обычное, как все дети. Понимаешь? Во нам хочется необычного, прыгать выше головы. А эти родители хотят, чтобы их ребенок пошел в обычную школу, пусть и позже на три года. И радуются этим трем тюльпанам, нарисованным в шаблонной вазе. Понимаешь?»

Другой герой, Лёва, мучится совсем иначе. Показывая стабильно высокие результаты, он гениален в математике и, возможно, очень перспективен в музыке. За это Лёва "расплачивается" неуживчивым характером, повышенной восприимчивостью к цветам и звукам, игнорированием человеческих чувств - в общем, признаками легкой формы расстройства аутического спектра. Только удачное стечение обстоятельств превращает юношу из выскочки, изгоя класса в интересного, талантливого человека.Кажется, в повести нет ни одного отрицательного персонажа, зато много необычных людей. Неправильных, со своими слабостями и ошибками, но привлекательных, носящих в себе какую-то жемчужину. Есть и романтическая история, очень деликатная, изящно преподнесенная, не перетягивающая на себя внимания. В общем, приятное, глубокое, интересное чтение.

«И Кирилл. Он же ты не знаешь, какой. Он стихи любит начала двадцатого века, я и поэтов не знаю таких. И на виолончели играет. Как он так может — "не здесь живет"?!. Когда про человека же!
Я думаю, людям очень трудно уйти от этого "враги". И они придумывают их: иногда в спорте, иногда в жизни. Мы сами привыкли ссориться с "ашками", а ведь там Оля учится, она в музыкальной школе моя подруга. А в обычной школе — нет, она "ашка"».

Пока, лосось!

Год выпуска: 2019, издательство «Время»

Повесть Юлии Лавряшиной о непростой девочке Альке я начала читать из-за названия. К сожалению, других необычных авторских приемов в книге не нашлось. События рассказываются от лица героини, которой сначала девять, а потом одиннадцать лет, однако совершенно четко видно, что писал все это взрослый. Предположим, начитанная девочка вполне может употреблять устаревшие слова. Но пассажи вроде: эти девочки со мной не дружат, потому что я не принимаю ничью сторону в конфликтах — для третьеклассницы ту мач.

В сюжет включено много «остросоциальных» моментов, но большинство не имеют никакого развития. Например, папа Альки «большая шишка», а мама — наркоманка-детдомовка. Вроде бы ребенок страдает от материнской нелюбви, но как-то вроде бы и не очень. По крайней мере, во второй части про маму Альки лишь однажды заговаривает Дана, новая возлюбленная отца.

Или Сережка. У героини есть друг, почти рыцарь, живущий в деревне. И в самом начале повести отец Альки случайно сбрасывает его с крутого обрыва. Вам интересно, чем закончилась ситуация? Мне вот очень. К сожалению, Сережка сразу же исчезает где-то в палатах ведомственной больницы, и девочка, первые несколько страниц практически боготворившая его, вспоминает о друге лишь в конце второй части: ой, у меня же два года назад был друг... хм, я совсем не помню его лица.

Да и отец, та самая «большая шишка», персонаж непонятный.

Во второй части вокруг девочки появляется сразу несколько новых героев: одноклассники Генрих, Никита, Зиля и Алена, позже — мачеха Дана. Причем Генрих, совершив ряд необъяснимых поступков, просто переводится в другую школу, и о нем через главу уже никто не помнит. Никита же становится лучшим другом Альки. А еще он с Донбасса. Но этот факт абсолютно никак не характеризует мальчика.

Зиля также Алькина подруга, и сюжет с ней гораздо интереснее. Алена же — враг героини. Но какого-то логического объяснения «вражде» нет: это самая популярная девочка в классе, она не очень умна, но довольно симпатична. Вокруг Алены много подружек-подпевушек, однако ей хочется насолить именно Альке, которая не лидер класса и не самая забитая девочка. Почему? Ну, так, из вредности, видимо.

В целом повесть занятная, интересно читать про развитие дружбы между Алькой и Никитой, Алькой и Зилей. Но никуда не ведущие куски сюжета меня постоянно выбивали из колеи.

Лето пахнет солью

Годы выпуска: 2015 в издательстве «Самокат» и 2018 в издательстве «Речь»

Вообще у Натальи Евдокимовой мне посоветовали другую повесть, но в нашей библиотеке ее не было. Потому знакомство с автором началось с серии рассказов о крымском лете. Обрамляют ее две лирические зарисовки о приветствии и прощании с летом, внутри же уютно расположился цирк-шапито в виде странных подростков и их нелепых родителей.

иллюстрация Ольги Фадеевой из издания 2018 года
иллюстрация Ольги Фадеевой из издания 2018 года
«Я смотрел на море — туда, подальше, где уже нет бултыхающихся, и думал какое оно огромное и величественное. А потом огляделся по сторонам, чтобы убедиться, что люди по сравнению с ним мелкие и низменные. Кроме одного человека, конечно. То есть двоих. А вместе со мной — троих. Но мама и папа мои тоже ничего. Папа в это время как раз крикнул маме: "Ешь водоросль, она бесплатная!" так громко, что на него стал смотреть весь пляж. Но это он от чистоты души...»

Все родители до одного невероятно беспечны. Бабушки Лены всю неделю не интересуются тем, где целыми днями гуляет девятилетняя девочка. Мама и папа Дины соглашаются поселиться в одной комнате с незнакомой семьей, потому что девочке понравился их старший сын. Мама Сашки и Федьки вообще на неделю уезжает на экскурсию, оставив двух девочек-подростков и шестилетнего мальчика отдыхать самостоятельно.

«— Денег дайте.
— Мы с Сашкой переглянулись, и стали рыться в карманах. Когда Федька стоял уже почти успокоенный и с деньгами, Сашка спросила:
— Какую загадку хоть загадывал?
— Ну эту... — сказал Федька. — Без окон, без дверей, полна горница людей...
— И он даже не ответил, что это банан? — возмутилась Сашка».
Иллюстрация Ольги Фадеевой из издания 2018 года
Иллюстрация Ольги Фадеевой из издания 2018 года

Но вообще-то это очень забавная серия рассказов. И сквозь смех проступают вполне серьезные темы. Например, что анимэшника лишь могила исправит: Илюша, которого родители изо всех сил старались приобщить к реальности, уже к середине отдыха нашел в Крыму сверстницу с ноутбуком. А Евдокия-Тамара, хоть и забавная, но вообще-то очень жестокая девочка. В ее исполнении мы можем увидеть легкую, еле заметную версию буллинга — недалекую, но беззлобную Кузнецову как-то даже жалко. Она не звонит и не пишет первой, но охотно откликается на инициативу Евдокии, не ощущая подвоха.

«И тут очень некстати в комнату зашел папа с пылесосом. Уж не знаю, зачем он решил делать уборку. Наверное, потому же, почему бабушка поливала у на сегодня цветы. Кузнецова сразу спросила:
— А что там у вас шумит?
Я ей говорю:
— Море шумит. Чайки кричат. Набор звуков, называется "морской".
— А-а-а... — с сомнением протянула она.
Папа шепнул:
— Хватит морочить человеку голову.
Прикрыв рукой трубку, я ему ответила, что ничего я не морочу. А Кузнецова мне тут совсем подозрительным голосом сказала:
— Мой папа говорит, что ты по городскому телефону звонишь».

Некоторые герои приехали в Крым из другой книги — Город с видом на море. Эта повесть тоже про любовь, однако в петербургском климате.