Ты – молодой выпускник педа. Или биофака-истфака-физфака. Ты любишь свой предмет и хочешь учить ему детей. А, может, просто ничего не придумал лучше и решил пойти работать в школу. И девяносто девять шансов из ста, что ты допускаешь Главную Ошибку Молодого Препода.
Ты думаешь, что твой возраст – главный залог твоего будущего успеха.
Я ж молодой – и школьники меня как увидят, так сразу поймут, что я клевый и со мной можно нормально общаться.
Я ж молодая – упомяну на литературе Оксимирона, и они обалдеют от того, что я знаю, кто это такой. И все, они у меня в кармане.
Я ж сам закончил школу не так давно, и отлично помню, что меня самого в ней раздражало! Достаточно этого не делать – и я на коне.
И вот в твоем воображении картинка. Сидишь ты на перемене на своем учительском столе. Вокруг – толпа старшеклассников. С горящими глазами они слушают, как ты ненавязчиво посвящаешь их в свою житейскую мудрость. Взрывом смеха они реагируют на каждую твою шутку…
Сначала все супер. Ты сразу даешь понять, что ты – совсем не такой, как вот эти все ваши училки. Твои смешные схемы-рисунки на доске, видео из ютуба, распечатанные мемы в классном уголке приводят детей в восторг. Руку поднимать необязательно, за отсутствие домашки не ставятся двойки, вместо скучной темы урока можно на обществознании обсудить Навального. Короче, все, что тебя самого бесило в школе, ты отменил и чувствуешь себя отлично.
А дальше начинается интересное.
В середине октября шумная группа пятиклассников не дает остальным посмотреть очень интересный фильм, который ты вчера весь день монтировал. Ты злишься (столько усилий пропало зря!) и даешь на следующем уроке письменную работу по фильму, чтобы покарать крикунов. Они получают «два». Через день в твой кабинет приходит мама одного из них и в бешенстве требует объяснить, каким нормативным документом ты руководствовался, когда давал такую работу в классе. А все потому, что ты изначально не наладил в классе дисциплину.
В декабре ты осознаешь, что улыбчивый восьмиклассник Дима не сдал тебе ни одной домашки и пропустил все письменные работы. Теперь ты вроде должен в четверти поставить ему 5, потому что еще в ноябре «за работу на уроке» влепил ему несколько пятерок. При этом на последнем уроке он в ответ на твой вопрос нес жуткую ерунду. А все потому, что ты заранее не продумал свою систему выставления оценок.
Хмурым февральским утром ты ставишь девятикласснику «три» за устный ответ. В ответ он требует объяснить, почему «три». Препирательства затягиваются на пять минут. После этого он громко и четко объявляет, что ты «борзый какой-то стал». У тебя перехватывает под ложечкой… А все потому, что ты не расставил правильные границы в общении с учениками и не смог завоевать у них авторитет.
Ну и что, скажешь ты. Быть теперь, как Марьиванна? «Достали двойные листочки», пересказ параграфа, вот это вот все? Разве нельзя уйти от того, что бесит в школьной системе и быть клевым и интересным?
Можно и нужно! Просто не совершай Главную Ошибку Молодого Препода. Твоя молодость – ни разу не залог успеха сама по себе.
Если что-то не нравится в школе, мало просто от чего-то отказаться. Надо взамен продумать свою собственную систему.
Какой все же будет дисциплина на уроке? Потому, что минимальная должна быть, иначе никто ничему не сможет научиться.
Как ты будешь ставить оценки? Потому, что ставить их все равно придется, и они должны отражать плюс-минус объективную картину.
А, главное, какими знаниями и умениями должны в итоге обладать твои ученики? Потому, что мало просто интересно проводить время на уроке, должен быть и конечный результат – желательно, такой, который в первую очередь ты сам сможешь измерить и оценить. Про внешнюю диагностику этих знаний тоже забывать не стоит. Да, становиться рабом содержания ВПР не надо. Но, если ты преподаешь в выпускных классах или репетиторствуешь, неважно, насколько лично ты презираешь ЕГЭ: твои ученики не должны нести за это ответственность.