Самый странный из "Тигров".
Многие любители ранних военных стратегий помнят эту, пожалуй, самую необычную модификацию знаменитого "Тигра", по компьютерной игре "Противостояние" и другим. Эффект её игрового воздействия был страшным. Откуда-то из "тумана войны" прилетает искрящийся снаряд, который сносит едва ли не половину ваших юнитов.
Что и говорить. В мощи "Штурмтигру" не откажешь. Его 380 мм реактивный снаряд действительно, мог разбить сразу несколько танков и серьезно повредить ещё пару десятков. Только случилось это, в реальной истории, пожалуй, всего... один раз! Тогда под случайную "дуру", запущенную "Штурмовым тигром" в районе немецкого курортного городка Клеве, попали "Шерманы" передового отряда американских рейнджеров, отдыхавших после штурма укреплений "Линии Зигфрида".
Были, конечно, ещё более ли менее результативные стрельбы по площадям в Варшаве, и на западных границах "Тысячелетнего Рейха". Но в целом, восемнадцать экземпляров Штурмтигра никак себя не показали, став, в итоге, удачными объектами для фотопозирования союзных солдат.
Эту машину, плоть от плоти от стандартного "Тигра", делали на шасси танков, погибших в боях, или попавших в капитальный ремонт. На фоне хоть и угловатого, но весьма агрессивного дизайна классического "Тигра", "Штурмтигры" смотрятся как неказистый мул, на фоне арабского скакуна.
Этому "недохищнику" давали рубку с мощным бронированием и ставили реактивный бомбомет для кораблей. По сути, модернизированную мортиру, калибром тридцать восемь сантиметров и снарядом, весом в 350 (!) килограмм. Лоб тигрового мутанта был несоразмерно крепок. Как показали полигонные испытания, пробить его напрямую, обычным снарядом, могло только советское противотанковое 100мм орудие, образца 1944 года. Но воевать с ним в лобовую никто и не собирался. Почти все машины были брошены или взорваны своими же экипажами.
На Восточный фронт, с его стремительными темпами, эту страсть старались не посылать. И все же одного "Штурмтигра" нашим солдатам зацапать удалось. Произошло это неподалеку от знаменитого местечка Торгау, на Эльбе. А в роли "тигроловов" выступили солдаты гвардейской дивизии, 1-ого Белорусского фронта, который, к тому времени, стал уже, скорее, Среднегерманским.
Изучение шасси и корпуса изловленного зверюги советскими техническими специалистами, дало сведения о его "родословной". Оно показало, что попавшийся экземпляр - самый первый из этих стальных монстров. Изрядно переделанный, сохранивший, по сути, только номерное шасси, но первый. Настоящий, хоть и бесполезный в боевом отношении раритет. В результате, его полностью демилитаризировали, выпотрошили всю начинку и отправили, по железной дороге, в Кубинку , где он и встал на окончательный прикол. На сегодняшний день, таких в мире сохранилось всего два. В Подмосковье и в немецком Мунстере.
Слон от Фердинанда.
Пожалуй, нет в немецком зверинце ни одной машины, которая была бы окружена таким количеством легенд и домыслов. "Фердинанды", или, как их ещё часто называли "Элефанты", стали одним из символов бронетанковой мощи Гитлера, являясь танками лишь отчасти и будучи выпущенными в количестве... чуть большем, чем обычная опытная партия. Им приписывают огромные боевые заслуги, но все равно продолжают называть спорными, и в части эффективности, и в части баснословно высокой цены. Все это, как ни парадоксально, соответствует истине.
"Фердинанд" или 8,8 cm StuK 43 Sfl L/71 Panzerjäger Tiger (P) стал плодом конкуренции двух больших немецких концернов - "Порше" и "Хеншель", на ниве производства тяжелого танка. Детище потомков Карла Хеншеля, будущий Panzerkampfwagen VI Ausf. H1, вызывал законные симпатии военных. А Фердинанд Порше, эдакий "илон маск" своего времени, слыл не только умелым конструктором, порою неоправданно опережавшим время, но и чрезвычайно оборотистым дельцом. Именно по этой причине он запустил производство своего Тигра(P) раньше, чем получил на него официальный заказ. О смелом техническом устройстве этого танка можно прочесть в десятках статей. Мы же поговорим о другом.
Под давлением военного лобби, Tiger (P) вдруг остался не у дел. Фюреру, испытывавшему к Фердинанду Порше весьма теплые чувства, пришлось пристраивать почти сотню собранных шасси для "Тигра" Порше хоть к какому-то делу. Самоходку на его основе вооружили длинным орудием , сделанным из легендарной зенитки "8-8" и отправили добывать боевую славу под Курск, забыв снабдить даже пулеметом.
Там и "попала в плен" машина с бортовым номером "501", собранная в числе десяти первых. Она подорвалась на мине, была брошена экипажем и захвачена красноармейцами. В НИИ бронетанковой техники её как следует изучили, и пришли к тому же выводу, что уже сделали истребители танков, столкнувшиеся с будущим "Элефантом" в районе Малоархангельска и Понырей. Фердинанд был неповоротлив и подслеповат, зато имел толстую, совершенно непробиваемую обычными орудиями шкуру и убийственную по мощи пушку. В 44 году недостатки "Фердинанда" попытались устранить, установив пулемет, командирскую башню и усовершенствовав броню, и он стал "Элефантом" (Слоном), хотя в Советской армии это название совершенно не прижилось.
В дальнейшем слава "Фердинанда" далеко опережала его реальные успехи на фронте, и главное, реальное количество машин. Оно не увеличивалось, однако со всех фронтов ежедневно поступали донесения об очередном уничтоженном монстре. Скорее всего, наши пехотинцы и истребители танков имели в виду слегка похожих на "Фердинанда" "Насхорнов" (Носорогов) и других представителей нацистского бронированного зоопарка САУ.
На сегодняшний день в мире сохранилось всего два Фердинанда. В варианте "Элефант", на Абердинском полигоне в США, захваченный в Италии, и наш "501", по-настоящему раритетный, участвовавший в первых атаках легендарной самоходки.
Если материал показался вам интересным, ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал. Спасибо!!!