Найти тему
Александр Лемешко

Осторожно, лонгрид⚠️☠

Прежде чем начать рассказывать о том сюжете из жизни Иисуса Христа, которое Православная Церковь сегодня отмечает, приведу слова историка Николая Карамзина: "Не удивляемся жестокости Ольгиной: Вера и самые гражданские законы язычников оправдывали месть неумолимую; а мы должны судить о Героях Истории по обычаям и нравам их времени." Эти слова нужно всегда помнить рассуждая о событиях исторических и особенно тех которые происходили за долго до Рождества Христова. Почему так? Да потому, что мы сейчас живём в обществе которое воспитывалось последние 1000 лет в свете Нового Завета и заповеди Христовой о любви к человеку и даже к врагу. Это если говорить о России. Европа этот путь начала еще на 1000 лет раньше. За это время стали порицаемы и недопустимы такие явления как человеческие жертвоприношения, людоедство, кровосмешение, многожёнство, рабство, жестокое обращение с людьми, и даже животными и многое другое. И то, что происходило когда-то в прошлых веках у нас сейчас может вызвать и ужас и недоумение и даже лёгкую усмешку. Но, нужно понимать, что времена и нравы меняются и то, что для сейчас неприемлемо или смешно было вполне серьёзно воспринимаемо в те времена.

Церковь называет Ветхий Завет "детоводителем ко Христу". "Детоводитель" это буквальный перевод греческого слова "педагог". И через призму педагогики нужно воспринимать происходящие в то время события и обращения Бога к людям в то время. После грехопадения Адама и его жены человечество быстро погрузилось в общение с демонами и устроило свою жизнь вопреки божественному замыслу. Дошло до полного беспросвета, который закончился в водах Всемирного потопа.

Послепопотопное человечество не стало особенно лучше. Все вышеперечисленные мерзости были нормой жизни. И Бог находит того человека который хоть как-то Его слышит. Этим человеком оказался Аврам сын Фарры из колена Евера, правнука Сима, первого сына Ноя. Если посмотреть на его качества, а Библия очень честная в этом плане книга, то мы увидим, что применяя к нему новозаветные морально-этические нормы он не пройдёт ни одну из них, кроме веры. "Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность" 

Бытие 15 глава, 6 стих. Но, мы с вами договорились, что будем судить о людях исходя из их временных рамок, поэтому нас это не смутит.

Бог обращается к Авраму не с какими-то возвышенными словами и требованиями, а только с тем, чтобы он со своей супругой переселился в другую местность. Казалось бы зачем? А затем, что бы вырвать его из обычаев того времени и создать из него новое общество по иным, божьим законам. Подобно тому, как алкоголики или наркоманы для реабилитации уходят от своей компании в иную общину, чтобы не просто снять физическую зависимость, но изменить сам образ жизни.

И вот Аврам со своей супругой уходят в далёкую страну, но при этом остаются бездетными, хотя Бог обещал: "посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков" Бытие 15 глава, стих 5. Находясь в некоем отчаянии (и вот тут нужно сказать, что Ветхий Завет это книга с ограничением "18+" и детям нельзя её просто так цитировать не смягчяя слова), находясь в отчаянии от бездетности Сара предлагает Авраму зачать ребёнка от своей служанки Авгари. Что и происходит, и рождается Измаил. Но не об этом сейчас речь.

Бог заключает с Аврамом завет (договор) и говорит ему: "Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами." Бытие 17 глава, стихи 4-11.

Вот что пишут об этом действии толкователи:

"Вся суть этих требований сводилась к одному основному – к соблюдению обрезания, которое во внешнем символическом действии заключало сущность этого завета. С внешней своей стороны обрезание, прежде всего, было тем пролитием крови, которое считалось важной гарантией прочности подобных союзов и у людей. Затем, по самой связи фактов и цели его установления, обрезание должно было служить постоянным и наиболее, так сказать, ощутительным напоминанием о том завете с Богом, в который некогда вступил отец верующих, а в его лице и все его потомство (Быт.17:11). Наконец, обрезание было знамением завета и в том смысле, что оно являлось внешним отличительным признаком принадлежности к богоизбранному народу и вступления в ветхозаветную церковь.

Еще важнее было идейное, внутреннее значение обрезания; хотя с этой стороны оно, по всей вероятности, еще долго не сознавалось во всей своей силе, будучи раскрыто только позднее, отчасти у пророков и главным образом у Апостола Павла (Лев. 26:41; Втор. 10:16, 30:6; Ис. 52:1; Иер. 4:4, 9:25; Иез. 44:7–9; Деян. 7:51; Рим. 3:1, 4:11; Флп. 3:3; Кол. 2:11–12 и др.). В этом отношении обрезание, состоявшее в отсечении крайней плоти детородного органа, символизировало собой отсечение плотских похотей и нечистых пожеланий, или, как это выразительно называет Библия, – «обрезание сердца» (Втор. 10:16; Рим. 2:29 и др.).

Во-вторых, вводя некоторое освящение в сам источник чадорождения и изображая собой совлечение «греховного тела плоти» (Кол. 2:11), обрезание, с одной стороны, указывало на наследственную греховность, в которой мы все зачинаемся и рождаемся (Пс. 50:7), с другой, таинственно предзнаменовывало новозаветное крещение, омывающее эту наследственную, прародительскую порчу (Кол. 2:11–12).

В-третьих, в приложении к предмету обетования, т.е. к потомству, обрезание имело тот смысл, что указывало как бы на устранение или ослабление всяких естественных средств его осуществления и тем самым очевиднее открывало особое действие божественной благодати в исполнении этих обетований. Наконец, значение этого последнего основания получало особенную силу в отношении к главному «Семени» Авраама, т.е. к божественному лицу Господа Иисуса Христа, имевшему родиться от Святого Духа и Марии Девы, т.е. с устранением всякого мужского участия. Отсюда, митр. Филарет с полным правом мог назвать обрезание: «отрицательным выражением понятия о Семени жены»."

Есть и еще одно обстоятельство такого способа заключения завета. Это невоздержание Аврама и недоверие Богу, когда он вошёл к своей служанке, желая не по воле Божьей, но по своему произволу получить потомство, хотя бы даже не от жены. А тем что обрезание было только для мужчин отличало их от других народов у которых обрезание делалось так же и у женщин.

Нужно еще уточнить, что слова библейского текста "постановление вечное" толкователи объясняют "вечное" как: "слово «век» в библейском употреблении имеет свой, более узкий, чем обычный, смысл; оно указывает на завершение или окончание известного периода, после которого имеет открыться новый «век», т.е. начаться новый период (Евр. 1:3). В данном случае «вечность» завета означает продолжение его до конца периода ветхозаветной церкви и до наступления новозаветных времен; по отношению же к сим последним оно имеет абсолютное значение, при условии соответствующих изменений (Мф. 28:20; 1Кор. 15:28)."

Таким образом этот ветхозаветное постановление имело временный характер до того времени пока не пришёл Мессия, Сын Божий, который отменил все кровавые жертвоприношения и ритуалы и открыл Новый Завет (договор), что человек может взойти на небо только если будет любить Бога и ближнего как самого себя. И что никакие ритуалы сами по себе, без внутреннего, духовного осмысления и любви не могут человека приблизить к Богу.

Над ним же самим это совершилось, что дало основание для доверия к Нему среди еврейского народа, который бы без этого мог сказать, что как человек называет себя Мессией или кто-то называет его таковым, если постановление Божие не совершено над ним самим. Поэтому, новозаветная Церковь вспоминая это событие делает это не для того, чтобы сегодня его повторять, а для того чтобы показать, что Сам Сын Божий является первым исполнителем закона и вместе с исполнением положенного получает имя "Иисус", о котором его мнимому отцу Иосифу возвестил ангел.

Вопрос о том нужно ли обрезание христианину было решено ещё в апостольское время. Вот что пишет апостол Павел в своём послании к Коринфянам: "Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдение заповедей Божьих" (1Кор. 7:18—19) Таким образом христианину нет никакой пользы и необходимости в обрезании. В православной традиции только остался обычай в восьмой день от рождения приходить в храм для наречения имени младенцу.

В отрывке из фильма "Собачье сердце" как раз показан момент выбора имени. Так как Советская власть начала активную борьбу с религией, а Церковь оказалась вне закона, а у народа сохранилась память о традициях, поэтому и приходит эта простая женщина к общему собранию для наречения имени своей двойне. Но "святые" стали уже другими...

Для тех христиан, которым само слово "обрезание" режет слух или коробит от этого обряда, можно не делать акцент на этом празднике в церковном календаре. Но, как говорят, "из песни слов не выкинешь", другое дело, что это "дела давно минувших дней, преданье старины глубокой", а потому и смущаться не стоит.

Поделитесь в комментариях понятно ли это моё пространное изложения сути воспоминаемого события?