"Реквием по мечте", "Бумер" и тд. Почему герои не должны вызывать сострадания?
Впервые посмотрев фильм Даррена Аронофски "Реквием по мечте", я впечатлился, решив, что у фильма есть глубина и герои, которых жалеешь.
В более сознательном возрасте, пересмотрев фильм, я был разочарован. С чего бы мне им сострадать? Это наркозависимые персоны, которые стремительно рушат себе жизнь, а между дозами говорят о своих мечтах, рассуждают о счастливом будущем. С чего-то они решили, что мир им должен что-то, что они достойны счастья в то время, как копают себе могилы. Разве это заслуживает вашего сострадания и сочувствия?
Рассматривая другой пример - фильм Буслова "Бумер", можно сказать, что полтора часа картина пыталась навязывать мне этих героев. Фильм отчаянно хочет, чтобы зритель проникся и сопереживал горе-бандитам. Которые также ничего не делали со своими жизнями. Действия героев выглядят смешными. И я не могу этим недоличностям открыть двери в свое сердце.
На вопрос "почему я должен сопереживать?" мне ответили мол это "романтический герой", образ вызывающий зрительскую симпатию. Но в моем понимание, романтический герой учит тебя чем-то, служит ориентиром, вдохновляет, напутствует. Чего не скажешь о вышеперечисленных. Они лишь дети, которые врут себе. Неужели подобные личности могут вызвать симпатию?
Существуют и персонажи, те же маргиналы, личности, представляющие пагубный образ жизни, которые вызывают мое уважение, которые не считают себя чем-то особенным, которые не врут себе.
Герой фильма Шредера "Пьянь" честен. Искреннен с собой и окружающими. И это вызывает симпатию и уважение. Персонаж Микки Рурка не претендует на то, что хорошая и счастливая жизнь придёт к нему. Он умеет любить, жить и быть счастливым в той среде, в которую себя загнал. Его жизнь - это его выбор. Он никого не винит в своих неудачах. Это и заслуживает уважения.
Романтический герой фильма Джармуша "Патерсон" обычный водитель. У него тихая и размеренная жизнь. Он не губит эту жизнь. Он очень ее любит, не рассчитывая на большее. Он очень ценит то, что имеет. Вдохновляясь простыми, даже бытовыми вещами, он пишет прекрасные стихи. Спокоен и счастлив. Удивительный человек, который, как я считаю, способен вдохновлять зрителя, учить его быть счастливым.
В фильме "Зеленая миля", Фрэнк Дарабонт показывает нам отличных парней со стальными принцапами, с честью и достоинством. Их жизнь меняется в ходе сюжета. В начале они отличные парни, в конце - еще лучше, их миры шире. Вместо привычных дуболомных и недалёких надзирателей мы видим людей, которым веришь, с которыми сам бы хотел подружиться.
В кино много примеров отличных героев, но плохих персонажей больше. Возможно, это от того, что люди, которые сами не могут работать над собой, создают героев, которые так же ничего не смыслят.