Благовещенский собор (1560-584 гг. — XIX в.) — памятник архитектуры федерального значения. Возведение Благовещенского собора началось в 1560 году Аникой Строгановым — основателем одной из известнейших династий российских купцов, промышленников и меценатов. Строительство продолжалось почти четверть века. Осветили храм лишь в 1584-м. Но многие работы, связанные с отделкой, завершились в 1600 году.
Собор стал домовой церковью семьи Строгановых. Возвышаясь над всеми остальными строениями, монументальный каменный храм был символом величия и значимости семейства Строгановых.
Для современного Сольвычегодска Благовещенский собор является визитной карточкой.
Сейчас в нем располагается экспозиционный комплекс Сольвычегодского историко-художественного музея.
Летний храм Благовещенского собора являет собой редкий образец древнерусского интерьера, до наших дней сохранившего свое первоначальное убранство: фресковые росписи, выполненными под руководством московских мастеров Стефана Арефьева и Фёдора Савина в 1600 г.; высокий иконостас с царскими вратами, украшенными прорезными накладками золоченного олова; иконы, часть которых была создана известными царскими изографами; архиерейское место, осветительные приборы XVI–XVII вв.
В южном приделе собора расположена постоянная экспозиция «Художественное наследие древнего Сольвычегодска».
Экспозиция представляет богатейшее собрание произведений древнерусской живописи и декоративно-прикладного искусства, происходящее из сольвычегодских храмов.
Главное место в ней занимает художественное наследие домовой церкви Строгановых — Благовещенского собора.
Знаменитые вклады Строгановых в Благовещенский собор — иконы, написанные государевыми иконописцами Назарием Истоминым Савиным, Богданом Соболевым, «человеком Строгановых» Истомой Елизаровым; шитые золотными и серебряными нитями в строгановских золотошвейных горницах пелены; украшенные чеканкой, гравировкой, эмалями по сканому орнаменту церковные потиры, блюда, напрестольные и наперсные кресты, оклады Евангелий — сегодня широко известны за пределами Сольвычегодска и вызывают искреннее восхищение всех, кто приезжает в древний город.
Посетители могут подняться на колокольню, осмотреть город с высоты птичьего полета и позвонить в древний колокол. Спуститься в подклеты собора и осмотреть фотовыставку «История реконструкции и реставрации Благовещенского собора» и тайники.
В экспозиционный комплекс Благовещенского собора входит часовня-усыпальница Строгановых. Усыпальница была построена в 1826 г. на средства графа Григория Александровича Строганова. В усыпальнице собраны 28 надгробий (могильных плит) с захоронений СтрогановыхВпервые упоминается в 1492 году в Синодальной летописи, когда были отправлены на реку Печору «сведущие в горном деле люди», в том числе «Пермичей, Вымечей и Усольцев 100 человек»[4].
Существует мнение, что мужской Борисоглебский монастырь был основан в 1498 году[5].:219 В конце XVIII предпринимались попытки выяснения дат строительства зданий Сольвычегодского Введенского монастыря. Из-за пожара 1770 года были уничтожены документы и единственным известным источником информации на начало XX века являлся Сольвычегодский летописец[6], описывающий события 1533…1578 годов[5].:217
В Вычегодско-Вымской летописи[7] под 1517 г. имеется следующая запись:
Лета 7025 повеле князь великий Василей Оникею сыну Федорову Строганова с братьею Вычегодским Усольем владети по жаловалной и на князя великого соли варити
Также в летописи под 1385 годом имеется запись (Сол-дор — зырянское название Сольвычегодска[8]):
Лета 6893 владыко новугородский разгневан бысть зело, како посмел Пимен митрополит дати епархия в Перме, в вотчине святей Софии и прислал дружинники воевати пермскую епархию. Позвал владыко Стефан устюжан, им бы беречи Пермскую землю от разорения. Устюжане побили новугородцев под Чорной рекой под Солдором
Само название «Сольвычегодск» произошло от того, что первоначально жители будущего города селились у Соляного озера, отчего ещё в XV веке он назывался посад Усолье (или город Усольск). С конца XV — начала XVI веков богатые соляные варницы города и его местонахождение на торговом пути с сибирскими инородцами привлекали поселенцев из Русского государства, в числе которых были Строгановы, выделявшие из своих доходов достаточно средств на строительство города. В это время город называют Соль-Вычегодская. Он не раз горел, особенно сильно
в 1579 году, был разорён сибирскими инородцами, а в 1613 году литовцами, однако, в течение XVI и XVII веков представлял значительную крепость.
Летом 1648 года вслед за Москвой (соляной бунт) в Соли Вычегодской началось народное восстание против сбора старых налогов за 1647 год в тройном размере[9].
С конца XVII века Сольвычегодск известен самобытной живописной школой — Усольской эмалью. В XVII—XIX веках город становится одним из главных центров русского искусства. Помимо росписи по эмали, развивается здесь и иконопись (строгановская школа)[10].
В 1708 году город в составе Архангелогородской губернии, а в 1719 году вошёл в Великоустюжскую провинцию той же губернии. В 1780 года в составе той же провинции перешёл в Вологодское наместничество и в 1796 году стал уездным городом Сольвычегодского уезда Вологодской губернии.
Город был местом политической ссылки. Дядю Пушкина, Павла Исааковича Ганнибала, сослали в Сольвычегодск в 1826 году[11]. В начале XX века в городе проживало 450 ссыльных[12]. В доме, где с 1908 по 1910 год отбывал ссылку Иосиф Виссарионович Сталин, расположен музей политических ссыльных.
В июне 1913 года Сольвычегодск посетил Николай Емельянович Макаренко, издавший в 1918 году монографию «Искусство Древней Руси. У Соли Вычегодской». Борис Иванович Дунаев посетил город, а в 1914 году выпустил книгу «Город Сольвычегодск»[13].
С 1920-х годов город становится бальнеогрязевым курортом[10].
С 1924 года по 1928 год (в составе Северо-Двинской губернии) и с 1938 года по 1958 год (в составе Архангельской области), Сольвычегодск был центром Сольвычегодского района[14]. С 1937 года Сольвычегодск находится в составе в Архангельской области.