Когда в газетах и интернет-сайтах мне попадается одиночное число, характеризующее чей-либо довод, то я сразу прихожу в состояние критического мышления. Меня интересует ответ на вопрос: а как выглядел этот показатель год назад? Какую часть от целого составляет это количество?
Сегодня не для кого не секрет, что числа и числовые показатели являются важными составляющими маркетинга. Люди уже разгадали магию -99, теперь пришел черед поговорить о критике показателей в повседневной рабочей обстановке. Большие числа заставляют нас ленится и принимать их на веру. В таких ситуациях мы сталкиваемся с инстинктом преувеличения.
Одиночные числа (большие или маленькие) могут быть на первый взгляд очень впечатляющими, до тех пор, пока мы не сравним их с другими важными показателями либо поделим на них. Простейшее сравнение позволит избавится от преувеличений.
Чтобы контролировать инстинкт преувеличения старайтесь смотреть на явления в соответствующих шкалах и пропорциях. Сравнивайте там, где это возможно. Помните, что большие числа всегда выглядят солидно. Отдельные количественные показатели, доступные для пересчета могут быть верифицированы. Всегда ищите сравнения, делить большие числа на более удобные категории.
Помните про принцип 80/20. У вас есть чистый лист бумаги перед собой? Найдите несколько больших чисел и займитесь ими вначале анализа. Скорее всего они важнее, чем остальные 80 процентов показателей.
Делите. Показатели говорят больше, если мы уменьшаем масштаб. Например, сравнивая страны и регионы, следует прежде всего искать данные на душу населения.
Успехов!
Валерий Гончаров