Хороший вопрос. На самом деле хороший. Для современных философов ответ на него однозначен, но я бы не спешила с выводами и присмотрелась бы к предмету нашего мини-исследования получше.
Стоит отметить, что определение философии как науки немного уже, чем то, что закладывается в само это понятие. Философия – это, скорее, система воззрений на мир и их детальное изучение. Но ответ на вопрос о том, почему современные исследователи избегают именования философии наукой, кроется в самом предмете ее изучения.
Концепция «осевого времени»
Есть так называемая концепция «осевого времени», сформулированная Карлом Ясперсом. Он описал период приблизительно с 800 по 200-е года до нашей эры: тот период, в котором жили Платон, Конфуций, Лао Цзы, Будда, Гераклит, Заратустра, появились индийские Упанишады.
Платон, например, действительно великий мыслитель: его теория Форм до сих пор будоражит воображение.
О чем говорит сия концепция? В это время были переосмыслены очень многие фундаментальные вещи, прежде всего религия, подход к знанию и осознание человеком своего места в мире. Но обо всем по порядку.
В религии, прежде всего, появился и усилился этический компонент. Люди, уповая на милость богов, не пренебрегали друг другом. Религиозные деятели размышляют над категориями добра и зла, о поведении человека, о его отношении к ближнему, к жизни. Это период становления религии в том понимании, в котором мы знаем ее сейчас.
Человек вышел за рамки своего индивидуального сознания. Что это значит? Он начал осознавать себя как часть мира, встав при этом на достаточно трудный и тернистый путь.
И, наконец, то, что волнует нас в контексте статьи больше всего – в осевой период было создано все то, на что в дальнейшем нанизывались составляющие самых разных культур. Совершенно разные люди начали понимать друг друга именно потому, что их культуры получили в фундаменте своего развития в чем-то схожи.
И самое главное. Человек наконец-то перешел от Мифа к Логосу.
Различия мифа и науки
Наиболее ранняя форма мировоззрения – мифологическая. Она обладает определенными чертами, которые несложно проследить и выявить.
Во-первых, миф характеризуется тем, что мир и человек рассматриваются в незыблемом единстве. Большое внимание уделяется именно месту человека в этом мире, природа не рассматривается как нечто отдельное. Отсюда и представления по типу «вспышка молнии есть божий гнев».
Во-вторых, мифология использует очень много образов – она вся на них базируется. В рассказах о мире нельзя отделить какое-то природное явление от целостного образа. Каждый процесс имел за собой эмоциональную окраску, каким-либо образом обязательно связанное с поступками человека.
В-третьих, сказитель или рассказчик обладал авторитетом. Не просто авторитетом. Его не просто уважали – внимали каждому ему слову. По умолчанию считалось, что старый мудрец не может лгать, потому что он незаменимый и ценный посредник между богами и людьми.
Наука же все переворачивает с ног на голову.
Если кратко: природа рассматривается в отдельности от человека, к тому же человек сам становится объектом научного познания. И ничего – прям ничегошеньки – о месте человека в этом громадном мире.
Вместо образов используются понятия, термины, специфичные для той или иной области знания. Даже для абстрактных понятий, легче всего подгоняемых под эмоционально окрашенные образы, используются свои термины.
И никто в научном сообществе не опирается на авторитет предшественника или коллеги. Все должно быть доказуемо, любая теория может быть опровергнута вне зависимости от того, какой правдоподобной она выглядит.
В сухом остатке: философия – не совсем наука
Осталось только разобраться с тем, что роднит философию с наукой и мифом.
Очевидно, что от науки она почерпнула понятийный аппарат (ужасающие своей непонятностью термины – все оттуда) и доказательность. Каждое положение, каждая гипотеза, а уж тем более полноценная теория, имеют за собой ряд аргументов, исследований, предположений, сложных умозрительных конструкций. Но на что все это направлено? К чему вообще вся эта нервотрепка?
А к тому, что философия не исследует мир и человека по отдельности. Громко будет сказано, но именно место человека в мире – то, что на протяжении многих тысяч лет занимало лучшие умы. И этот вопрос остается без четкого ответа до сих пор.
Что еще почитать? Например, что может ждать философию в обозримом будущем.