Найти тему
Анна Ульман

Первая любовь Поленова.

История любви всегда интересна любому читателю. Особенно если рассказ яркий и запоминающийся. В жизни Поленова всё шло своим чередом, учёба, путешествия, знакомства с интересными людьми, разочарования и поиски истины. А любовь словно обходила его стороной долгое время, но обо всём по порядку.

В 1872 году художник отправился за границу, как пенсионер Академии художеств. В начале своего пути Василий Дмитриевич посетил Вену и Мюнхен, Венецию, Флоренцию и решил задержаться в Риме, чтобы приступить к сбору материала для новой картины.

Василий Дмитриевич Поленов.
Василий Дмитриевич Поленов.

Он снимает комнату и начинает писать этюды. Вдохновителем для Поленова был Иванов, ещё в детстве картина Александра Андреевича "Явление Христа народу" поразила его до глубины души. Теперь он сам решил писать картину "Кто из вас без греха". Василий Дмитриевич хочет показать Христа пришедшего в мир и свершающего свой путь среди народа.

Но в Риме работа не пошла и художник решил посещать Академию Джиджи, чтобы втянуться в работу и художественную жизнь. Академия Джиджи названа в честь старого натурщика, который стал владельцем помещения, где собирались молодые художники и рисовали с натуры. В этой студии работал известный испанский художник Фортуни, как оказалось, Чистяков учил его рисунку, когда гостил в Риме. Об Фортуни, впервые услышал Поленов от Павла Петровича, он восхищался цветом и акварельной техникой художника.

В студии Василий Дмитриевич познакомился с Адрианом Викторовичем Праховым. С этого момента жизнь Поленова стала более насыщенной и яркой. Прахов в это время приехал изучать итальянское искусство и когда узнал, что Поленов пишет этюды с натуры решил пригласить его к себе в гости.

Молодой художник стал частым гостем в доме Праховых. В семье было приятно находится, пить чай из самовара, много говорить об искусстве и музыке, встречаться с интересными людьми, как господином Мамонтовым и Антокольским. В этом доме Поленов познакомился с юной девушкой Марусей Оболенской и сразу же влюбился. Она была красивой девушкой, её лицо было строгое и одновременно приветливое, пышные косы обрамляли голову.

Мать Маруси, Зоя Сергеевна, с мужем разошлась и увезла дочерей в Швейцарию, где вышла замуж вторично. В Швейцарии сёстры увлеклись учением Герцена, а затем поспешно отправились в Италию, так как их отец князь Оболенский устроил скандал бывшей жене и отобрал младших детей,старшие сёстры остались с матерью. Маруся училась петь и много читала, мечтала стать профессиональной певицей.

Надо заметить, что влюблённость Василия Дмитриевича плохо действовала на него. Окружающие стали замечать, что с ним что-то не так:

"Поленов очень изменился, сжёг все свои картины, у нас у всех бывает редко, вид имеет какой-то расстроенный..."
Отрывок из письма Елизаветы Григорьевны Мамонтовой.

О своих чувствах художник молчал и не рассказывал никому. Он страдал и тайно любил, забросил рисование, не писал этюдов.

"...скажу тебе о своей собственной персоне: не понимаю, кто мог тебе сказать, что я шесть картин написал, я, действительно, хотел написать, и не шесть, а больше со временем, а в голове у меня их ещё больше, чем сколько когда-либо напишу, но теперь пока написал только одну, да и ту уничтожил, как только увидел, что вздор делаю, - сначала я принялся было усердно за работу и дело пошло недурно, но вдруг я попал в такую круговоротную струю, что совершенно завертелся в суете мирской, а о своём собственном аскетическом подвиге и забыл... Теперь уж не знаю, оставаться ли в Риме или удрать. Художник, пока работает, должен быть аскетом, но влюблённым аскетом, и влюблённым в свою собственную работу и ни на что другое своё чувство не тратить... Впрочем,я, может быть, и вру, иногда наоборот совсем бывает, а дело только выигрывает."
Отрывок из письма В.Д. Поленова

Жизнь преподнесла новое испытание художнику, к которому он был совершенно не готов.

Заболела корью Маруся, она не беспокоилась за своё здоровье, только переживала, что придётся отложить уроки пения у маэстро Фаччиоти. Через месяц ей стало легче, но доктор настоял сделать прививку. После прививки состояние девушки резко ухудшилось, начался жар и кашель. Поленов каждый день навещал Марусю. В один из ярких солнечных дней Маруся умерла.

"Она лежала вся в белом с распущенными волосами, с улыбкой на лице, - вспоминает Е. Г. Мамонтова,- мы осыпали её всю цветами, сами положили в гроб и вечером отнесли на Тестаччио, где и поставили в часовню. Тело её простояло там довольно долго, ждали, не приедет ли кто из родственников из Петербурга. Пока оно стояло в часовне, мы все каждый день ездили туда, - возили цветы, а цветов в это время масса- это был конец марта."
Отрывок из письма Елизаветы Григорьевны Мамонтовой.

Нервы художника не выдержали, он написал письмо своим родным, о горе, постигшем его (к сожалению письмо не сохранилось). Но известно, что сёстры и мать сильно испугались за Василия Дмитриевича и просили его вернуться домой. Он же, каждый день ходил на кладбище и писал этюды с могилы. Антокольский в память о девушке сделал памятник, который стал украшением Монте Тестаччио.

-4

Как утверждают, историки, в эти дни у Поленова зародился сюжет картины:" Больная". Он нарисовал рисунок, где на кровати лежит больная девушка, в ногах её сидит девушка. В комнате темно возле кровати стоит столик . Свет лампы освещает руку больной и часть её лица. Самое удивительное, что картину художник закончит лишь спустя тринадцать лет спустя.

"Больная", первый вариант картины.
"Больная", первый вариант картины.

✨Почему Василий Дмитриевич не вернулся в Петербург? Куда отправился в последствии? Кого встретил в поезде возвращаясь из Абрамцево?

Обо всём об этом в следующей статье!🖐

👇Читайте так же: