Задание 2: Опишите урок в смешанном обучении или свой опыт организации урока в смешанном обучении с акцентом на организационные приемы учебной деятельности.
1. Общее описание ситуации.
6 «А» класс. Городская школа, частная. На уроке информатики – одна из четырех подгрупп 6 параллели, половина 6 «А» класса (9-11 человек). В дальнейшем для удобства я буду называть эту подгруппу классом (чтобы не плутать в названиях групп и подгрупп). Дети в классе – как в любой школе. Есть успевающие, с сильной мотивацией, есть слабые ученики, у которых пробелы в знаниях, полученных в 5 классе, с учебными умениями и навыками, развитыми не в полной мере, и, конечно, есть «середнячки». Программа изучения предмета – базовая. Тема урока: «Циклические алгоритмы».
2. Какую педагогическую задачу решаем с помощью смешанного обучения? (зачем применяем смешанное обучение, что не можем сделать без него).
Учитывая разный уровень учащихся в классе, задача - повысить качество усвоения знаний по предмету с усилением познавательного интереса учащихся в усвоении учебного материала, при этом развивая общеучебные умения и навыки, коммуникацию, самостоятельность, ответственность, самооценивание, а также понимание учащихся, чему им следует учиться и как.
Преимуществами применения на уроке моделей смешанного обучения, будут являться формируемые в классно-урочном режиме коммуникации учащихся, спонтанность, дающая возможность более быстрого усвоения новых знаний, и формируемые при электронном обучении в информационно-образовательной среде гибкость, адаптивность, индивидуализация, интерактивность обучения и глубина рефлексии. И очень важное преимущество – вовлеченность в учебный процесс 100% обучающихся.
3. Модель смешанного обучения, которую использовали на уроке (как учащиеся перемещаются на уроке, когда работают в онлайн-среде, когда с учителем (и в каком формате и с каким количеством учащихся работает учитель), когда идет работа над проектами или есть интерактивные форматы деятельности класса, что делали дома, были ли какие-то тесты и в какой момент и т.д.).
4. Приемы организации деятельности на уроке (например, как делили учащихся на группы и зачем, как проводили рефлексию, как внедряли смешанное обучение: помощники из числа учащихся и др.)
3 и 4 пункт пробовала разделить, но поняла, что органичнее описать их вместе. Среди моделей группы «Ротация» люблю использовать в 6 классе модели «Автономная группа» и «Смена рабочего пространства», а также комбинацию этих моделей.
В модели «Автономная группа» я делю класс на две группы, в одной из которых основное обучение ведется online, а компонент личного общения со мной используется для группового или индивидуального консультирования, в другой группе - основное обучение ведется не в online форме, а компонент online-обучения используется для поддержки и отработки навыков.
Модель «Смена рабочего пространства» является развитием модели «Автономная группа», но число групп здесь увеличиваю в зависимости от видов учебной деятельности. В данной модели закрепляется каждый вид деятельности за конкретным рабочим пространством класса, что в итоге снижает временные затраты на включение обучающихся в соответствующий вид работы.
Итак, конкретно по интересующим моментам требуемого описания урока (опускаю традиционные этапы приветствия, проверки, объявление темы и т.д.):
Запускаю интерактивную викторину («Эйр Гайд» - тест до изучения нового материала и после), она не только знакомит ближе с темой урока, но позволяет расставить акценты и проводит актуализацию знаний учащихся.
После викторины расходимся по автономным группам. Количество человек в каждой группе примерно одинаковое, но всегда может меняться, я даю возможность ученику выбрать способ изучения материала, и, надо сказать, немногим больше половины ребят выбирают чаще онлайн-изучение. В общем, группа А – садится за компьютеры, ребятам предлагаются онлайн-ресурсы для изучения темы (ЯКласс и Бином):
Группа Б работает за круглым столом, так называемый, очный компонент, здесь важно не столько «традиционно объяснить» новый материал (хотя есть и эти фрагменты), сколько предложить учащимся индивидуальные или групповые задания, знакомящие с новым учебным материалом и выполнять функцию помощника при выполнении учащимися заданий:
В процессе работы двух групп, наверное, самым сложным для меня бывает внимательное отслеживание темпов работы каждого ученика, потому что нужно вовремя поменять задание (например, легкое и неинтересное для сильного ученика), либо наоборот обратить внимание ученика на недочеты и предложить пройти повторно подобное задание, тому, что решено с недочетами.
Обычно группа А спустя 5-10 минут уже делает практические упражнения (в данном уроке это - «циклические алгоритмы»):
Когда вижу, что в группе Б за столом почти все справились с заданиями, начинаю проводить опрос по методу «Тэйк офф, тач даун» (вариации: «Да-нет», «Встать-сесть», «Рука правая-рука левая», - в зависимости от настроя ребят).
После этого мы приглашаем учеников из группы А вернуться к нам и запускаем викторину по «Эйр Гайд» (тест до и после). Ребята обычно с удовольствием проходят ее повторно и довольны результатами.
А дальше мы меняем рабочие пространства. Группа Б садится за онлайн. Группа А приходит ко мне на мини-проекты, индивидуальную и групповую работу. Еще есть такая особенность, один ученик из группы А остается в зоне онлайна, как курирующий консультант для одноклассников, это облегчает мне отслеживание процесса, тем более что я в это время занята организацией мозгового штурма («Континиус раунд робин»), а ребятам из группы Б обязательно нужен куратор в зоне онлайна. Реже этих учеников остаются двое («консультант» и «советник»).
Группа Б делает упражнения по новой теме, причем группе Б даются упражнения, которые пошагово приводят их к осознанному применению новой темы. (Ребята убеждаются в пользе новой изученной конструкции цикла).
В это время группа А разбивается на пары. В последнее время использую «сингапурское» разбиение, которое позволяет интересно и без моего указания создавать каждый раз новые группы из пар. Каждой группе дается задание: на данном уроке - написать программу, создающую на поле многоугольник (у каждой группы он свой), используя алгоритмический язык (а также ребята могут выбрать свой вариант, Scratch, Чертежник и т. д) и использовать при этом разные алгоритмические структуры (линейные и циклы). Проанализировать обе программы и сделать выводы.
Писать программу, не имея подсказок на экране – для 6 класса достаточно сложно, выбрать в паре свой вариант (свой язык) создания программы – тоже нелегко, зато сформулировать выводы вдвоем уже легче)). Дается время, и пока группа А занята, возвращаюсь к онлайн-зоне. Мне необходимо переговорить с каждым и увидеть динамику развития в группе Б. Консультанта-ученика, который помогал мне в это время, я либо оставляю, либо присоединяю к групповой работе, или он занимается оставшееся время индивидуально (учитываю выбор ученика, обычно это сильный ученик, из «перевернутого класса» или с индивидуальным планом). Осталось не так много времени на уроке. Одна группа заканчивает он-лайн, другая – выбирает совместно, чью программу «Многоугольник» и выводы демонстрировать у доски. Мы собираемся все вместе за «рыцарский стол», и после выступления пары из группы А приступаем к рефлексии и самооцениваю (индивидуально при этом стараюсь переговорить с каждым).
Рефлексию провожу по-разному, как «Коннект-Экстенд-Чэллендж» (разноцветные листочки с ответами «Что я знал раньше», «Что я узнал» и «О чем мне нельзя забывать»), или другой вариант «3-2-1»: назовите 3 самых важных/интересных момента, которые вы сегодня услышали; 2 элемента, которые вы планируете использовать в дальнейшем; 1 комментарий или вопрос, возникший у вас сегодня).
Рефлексия и самооценивание важны, учащиеся используют результаты для того, чтобы понять, чему им следует учиться и как, а также определить свои сильные и слабые стороны.
Кстати, если есть учащиеся, которым не хватило времени на уроке на какие-то моменты (как правило, это ученик из группы Б), - то в таком случае я записываю при помощи Smart доски видеофрагмент с объяснением этих моментов и сохраняю для него на компьютере, либо отсылаю файл ученику по электронной почте.
Обе приведенные выше модели смешанного обучения подразумевали чередование моего прямого личного общения и обучающихся (очный компонент) с взаимодействием участников образовательного процесса, опосредованным телекоммуникационными технологиями (online-компонент). Порядок чередования у меня реже бывает фиксированным, чаще гибким (по обстоятельствам и в зависимости от состава класса).
ФГОС второго поколения ориентируют нас на переход от обучения, где ученик – объект воздействия учителя, к учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора, сотрудника и помощника. Смешанное обучение складывается из традиционного прямого личного взаимодействия участников образовательного процесса; интерактивного взаимодействия, опосредованного компьютерными телекоммуникационными технологиями и электронными информационно-образовательными онлайн ресурсами; самообразования. И ключевым в определении смешанного обучения является слово взаимодействие*.
P.S. про использование сингапурских приемов организации деятельности на уроке, указанных в работе, можно подробнее прочитать (бесплатно))) в
*А также статья про практику внедрения смешанного обучения, моменты, которые я использую у себя: