В нашем садовом товариществе за последнее десятилетие оказались брошенными десятки дачных участков. Домики и сараи потихоньку ветшают и кое-где уже заваливаются, на месте грядок и клумб – непроходимые заросли из травы, лозы, других кустарников и деревьев, семена которых принесли ветра и животные.
Хозяева – кто-то уже в другой реальности, кому-то уже просто не под силу заботиться о своем хозяйстве. Есть и такие, кто работать сам не хочет, но не может найти покупателя, потому что заламывает фантастическую цену за плохонькие строения и землю, превратившуюся за пару лет без обработки в целину.
Причин много, но результат один – участки без людей зарастают. Если эта тенденция будет продолжаться, то скоро весь дачный поселок, который был заложен в 80-х годах, просто перестанет существовать. Будет все, как и было здесь веками - лес и болото.
Старикам трудно работать, должны прийти другие люди – молодые, энергичные, предприимчивые. Осенью такая семья объявилась на нашей улице. Ребятам около 30 лет, есть желание работать и отдыхать, уже размечен участок с двумя зонами (огородом и местом для будущей беседки с мангалом), зарыблен водоем, посажены хвойники и клубника.
Все соседи вдруг усиленно стали что-то красить, сооружать навесы над крыльцом, строить беседки, высокие грядки и т.д. Эти молодые люди как будто вдохнули в обитателей нашей улицы с ее патриархальным укладом новые силы.
Через пару месяцев, уже перед закрытием сезона, на улице остановилась незнакомая машина, из нее вышли мужчина и женщина. Они спросили, не продаются ли в округе участки, и сказали, что даже не прочь взять что-нибудь из брошенного и поднять целину.
Вокруг моей дачи много подобных наделов, я все показала, но три из четырех свободных участков уже плотно заросли деревьями, им ничего не понравилось. Я повела их дальше по улице, показывая, какая земля продается, а какая уже выставлена в обществе как свободная.
Но много посмотреть не получилось: к нам подбежал один из соседей и стал критиковать все, что я предлагаю. Дескать, и земля тут тощая, и по весне все заливает талыми водами (на многих дачах у нас именно такая беда), а тот участок неровный, а на том одна глина, а туда не смотрите, а вот тут хозяева даже не думают продавать. И так все время. Я предлагаю – он отвергает.
- Захотелось на дураковом поле поработать? Ну-ну, давайте, посмотрим, что у вас здесь получится! - услышав такое никто из вменяемых людей не захочет соседствовать с "доброжелателем".
Не могу понять, в чем дело. Ведь земли, которая обрабатывается, на нашей улице даже меньше, чем той, что брошена. Кажется, из такого количества бесхозных соток можно найти подходящее. Да и нам всем выгодно - меньше будет бурьяна и зарослей, из которых лезет всякая ползающая живность. Но нет. Он все-таки отговорил их и отвел в другой конец поселка.
Я была поражена тем фактом, что сосед явно пытался отвадить их от нашей улицы. Но почему?
Моя знакомая потом объяснила: этот сосед с женой живут на даче с марта по ноябрь. Их друзья, построившие дом рядом, тоже. Этот квартет считает себя помещиками в нашем краю поселка.
Эти две семьи привыкли, что на улице тишина и покой, на участках трудятся люди старшего поколения. Работающие дачники бывают нечасто, все больше по выходным, да и то народу сюда приезжает мало.
Многие обращаются к "помещикам" с просьбой присмотреть за участком, передают деньги для оплаты завезенного стройматериала или навоза в течение рабочей недели, просто заходят поболтать и узнать последние поселковые новости. Находятся и такие, кто с подобострастием смотрят им в глаза, соглашаются с любым их высказыванием и, конечно, сразу же доносят, если что где случится.
Такой уклад здесь был еще до того, как мы купили тут участок, так и продолжается в течение всех 20 лет.
Но вот незадача: сначала одни молодые вторглись со своим уставом в чужой монастырь (немного встряхнули эту пошехонскую старину) и оттянули часть внимания на себя, а потом и другие захотели здесь обосноваться. Не бывать этому! Сосед все для этого сделал.
Близится весна, и я уверена, что снова молодые и полные сил люди появятся в наших краях и будут присматривать себе участок. Пусть не для работы, пусть только для отдыха. Нужно, чтобы нас сменяли другие поколения.
Я хочу, чтобы из разных концов поселка слышался детский смех и гомон, а не пугающая тишина одичавших земельных наделов, прежде именовавшихся дачами и огородами.
Щедрых вам урожаев!