Среди всех советских танков периода Второй мировой войны, производившихся крупными сериями и активно участвовавших в сражениях, наиболее мощными являлись, безусловно, ИС-2 (или, как их часто именовали в документах по калибру орудия, ИС-122). Эти бронированные машины создавались в том числе как "танки прорыва", предназначенные для сокрушения вражеских оборонительных линий. Именно так они чаще всего преподносятся в исторической и околоисторической литературе, притом нередко характеризуются, как едва ли не лучшие тяжелые танки в мире.
Тем не менее, внимательное изучение документов военных лет показывает, что командиры советских тяжелых танковых полков относились к ИС-2 и его реальным боевым возможностям довольно сдержанно. И более того, видели его основное предназначение иначе, нежели создатели танка.
Практически все советские танковые командиры положительно отмечали два основных качества ИС-2: высокую проходимость и огневую мощь. Так, в "Заключении о боевых и технических качествах артсамоходов ИСУ-122 и танков ИС-122", направленном 15 марта 1945 года командующему бронетанковыми и механизированными войсками 1-го Украинского фронта генерал-полковнику Николаю Новикову, говорилось следующее:
"Проходимость и маневренность ИСУ-122 и ИС-122 хорошая для данного типа машин. Опытом боевых действий подтверждается, что местность, допускающая проходимость танков Т-34, вполне проходима и для ИСУ-122, и для ИС-122. Тяжелые артсамоходы и танки преодолевают углы подъема и крены, предусмотренные тактико-техническими данными. На марше танки ИС-122 не уступают эксплуатационным качествам танков Т-34."
Что же касается мощности вооружения, то в том же документе она характеризовалась так:
"ИСУ-122 и ИС-122 обладают мощной артиллерийской системой, которая на дистанции 1300 метров пробивает броню танков "Тигр" и "Пантера" противника. При стрельбе по танку типа "Пантера" с дистанции 2000 метров в лоб бронебойный снаряд рикошетирует, не пробивая брони. Меткость стрельбы хорошая. Пушка, действуя с дистанции 1500 - 2000 метров, имеет весьма незначительное рассеивание и может уничтожать все огневые точки."
В результате складывалась ситуация, когда в открытом танковом бою советские танки ИС-2 и германские "Тигр" и "Пантера" поражали друг друга примерно с равным успехом, причем на дистанциях порядка 1200 - 1500 метров "Иосиф Сталин" имел даже лучшие шансы. А поскольку немцы сильно уступали своим противникам числом, позволить себе большие или хотя бы равные с неприятелем потери они не могли. Поэтому чаще всего танкисты Рейха старались избегать прямых столкновений с новыми советскими тяжелыми машинами и встречали их из засад на дистанциях 300 - 500 метров. При стрельбе с такого расстояния шансы на то, чтобы пробить броню ИС-2, были очень велики, при этом решающую роль начинали играть более высокая скорострельность германских танковых орудий и лучшее качество приборов наблюдения и связи. Единственным немецким танком, имевшим полное превосходство над "ИСами" в открытом сражении, являлся Pz.Kpfw.VI Ausf.B "Königstiger", но их количество было невелико - с начала 1944 года и до момента окончания войны в Европе было выпущено всего 492 экземпляра.
Собственно, явные достоинства ИС-2 исчерпывались хорошей проходимостью и мощным орудием. А затем начинались различные недостатки, которых было немало. Например, в составленном по опыту первого боевого применения "Донесении о боевой тактико-технической характеристике танков марки ИС за период боевых действий 1-й гвардейской армии" отмечены следующие:
"1. Трудность определения наличия горючего в баках ввиду отсутствия измерительных приборов и щупов;
2. При заливке горючего через правый бак часть топлива попадает на щиток электроприборов и выводит из строя приборы и проводку;
3. Наличие вместе кнопок звукового сигнала и электроспуска курсового пулемета, их однообразная форма приводят к несчастным случаям - водитель путает кнопки;
4. Затруднена возможность спустить смазку из бортовых передач ввиду конструктивной формы гнезда пробки, нельзя работать с ключами, да и притом ключа для пробки на танках не имеется;
5. Трудность проверки крепления болтов вентилятора к главному фрикциону, что приводит к поломке вентилятора и водяных радиаторов;
6. Инерционный стартер маломощный, особенно при эксплуатации в зимних условиях...
8. Ввиду отсутствия люка у механика-водителя и отсутствия увеличенного окна для поля зрения механик-водитель имеет плохую видимость пути. При совершении маршей, особенно ночью, малоопытные механики-водители зачастую сводят машину в кювет...
10. Стойка коромысел тяг 1 - 4 передач не отвечает той нагрузке, которая передается через систему рычагов. Имеется очень много случаев обрыва стоек."
Кроме того, выявился ряд иных минусов:
"Ходовая часть
а) Грязе-снегоочиститель ломается по сварке, плохая сварка;
б) Ломается кривошип направляющего колеса, причина: недостаточный запас прочности и плохая термообработка, так как поломки происходят на совершенно хорошем пути;
в) Отлетают поддерживающие катки - плохое крепление кронштейна;
г) Слаба гусеница - после 200 километров пути обрываются проушины в траках;
Корпус
а) Слабая броня и чрезмерно сухая, броня пробивается даже в лобовой части бронебойным снарядом калибра 75 мм и выше с дистанции 1000 метров и ближе. От удара снаряда в танк внутри танка отлетают куски брони, бобышки от сварки и поражают экипаж.
б) Предохранительный борт погона башни не защищает от заклинивания башни при попадании снаряда. Снаряды пробивают погон башни насквозь;
в) Верхние надрадиаторные листы чрезмерно тонки, жалюзи имеют незащищенные большие окна, при налете авиации пулеметно-пушечным огнем пули и осколки попадают под жалюзи радиаторов и в воздушные карманы и легко пробивают верхние тонкие броневые листы;
г) Слабое крепление смотрового люка механика-водителя - при попадании снаряда крышка смотрового люка отлетает...
Боевые повреждения и наиболее уязвимые места
1. 88-мм снарядом и 75-мм с дистанции 1000 метров пробивается маска пушки, корпус башни, крышки башни;
2. С самолета пушечным огнем поражается ствол пушки, очень много случаев."
При этом практика боевого применения показала, что скорострельность имеющей раздельное заряжание 122-мм пушки танка ИС-2 совершенно недостаточна, ее боекомплект слишком мал, а на поле сражения экипажи тяжелых машин оказываются практически "слепыми" и "глухими" из-за невысокого качества приборов наблюдения и связи. Например, в ходе наступлений танки полностью теряли радиосвязь с командным пунктом уже на удалении 10 километров от него, поэтому дальнейшее сообщение приходилось осуществлять посыльным, курсировавшим между ведущими бой подразделениями и КП на бронавтомобиле БА-64. Наконец, большие нарекания вызывала сама компоновка ИС-2. По странной прихоти конструкторов оба основных топливных бака располагались в передней части корпуса сразу за лобовым бронелистом, а между ними находилось место механика-водителя. Поэтому практически любое пробитие лобовой брони приводило к гибели водителя.
Все это вместе взятое привело советских танковых командиров к довольно парадоксальному, на первый взгляд, выводу относительно боевой функции ИС-2 и тактики его применения. Хотя машина изначально позиционировалась как танк прорыва, использовать его в подобном амплуа танкисты-фронтовики категорически не рекомендовали. На их взгляд, "Иосифу Сталину" лучше всего подходила роль не танка, а тяжелого самоходного орудия поддержки с вращающейся башней. Например, в вышедшем в начале 1945 года отчете "Опыт боев и использование тяжелых танков ИС-122 в прорыве укрепленных районов 14-м отдельным гвардейским тяжелым танковым Ковенским полком РГК" содержатся следующие выводы:
"- При использовании танков ИС-122 в лесисто-болотистой местности от большой перегрузки мотора ломаются болты полужесткого сцепления. Поэтому для прокладывания проходов через труднопроходимые и непроходимые места необходимо полку придавать 1 саперный взвод.
- Для совершения ночных маршей танки не приспособлены, так как смотровая щель механика-водителя из-за малых размеров не дает возможности наблюдения, поэтому практическая скорость движения ночью 4 - 5 км/ч.
- При вводе танков в прорыв головной эшелон парка необходимо тянуть за танками с разрывом не более 2 - 3 километра.
- Ввиду того, что ИС-122 имеет прямой большой выстрел пушки, большую начальную скорость снаряда и малую подвижность танка, малую скорострельность пушки и малый боекомплект, использование их, особенно в лесисто-болотистой местности, как танков прорыва невозможно, потому что танки противника, находящиеся в засадах, подпускают их на близкое расстояние и расстреливают в упор, тогда как экипажи наших танков не успевают обнаружить противника. В практике были и другие примеры: на пересеченной местности противник ставит свои танки за обратными скатами высот, зарывает их и маскирует, и когда поднимаются на гребень ИС-122, у них сначала появляется надульный тормоз пушки, и по каждому тормозу танки противника уже прицеливаются, а когда появится вся башня танка, тогда они делают выстрел, попадают в маску, и в результате артиллерийская система выходит из строя.
- Танки ИС-122 необходимо использовать при сопровождении атаки средних танков. В этом случае используется вся огневая мощь танковой пушки Д-25 и экипажи могут обнаружить танковые засады противника, когда он открывает огонь по нашим средним танкам и ИС-122 прицельным огнем с коротких остановок расстреливает их.
- Для борьбы с танками и артиллерией противника необходимо больше использовать огонь полевой артиллерии по заявкам и целям, указанным танками.
- Использовать танки без разведки нельзя, так как танки ИС-122 малоподвижны и не успевают обнаружить цели противника. Поэтому необходимо иметь в полку отделение разведчиков, входящее в состав взвода управления, и в период боевых действий непосредственно подчиняющееся помощнику начальника штаба полка по разведке."
Такая оценка не являлась единичной и полностью соотносилась с рекомендациями, изложенными в "Указаниях по боевому использованию танковых полков ИС-122 и самоходных артиллерийских полков ИСУ-152", вышедших в середине 1944 года:
"1. Главными задачами танковых полков и самоходно-артиллерийских полков являются:
Борьба с тяжелыми танками, самоходными орудиями противника и подавление ДЗОТов.
2. Танковые полки ИС-122 и ИСУ-152 использовать при наступлении, как правило во втором эшелоне за средними танками и пехотой на удалении 500 - 800 метров. Фронт наступления полка - 1000 - 1500 метров.
Тяжелые танки должны быть обеспечены самоходными орудиями и танками Т-34 с флангов, и кроме того, каждый танк ИС-122 и ИСУ-152 должен охраняться автоматчиками.
При прорыве сильно укрепленной оборонительной полосы противника танки ИС и ИСУ могут действовать в первом эшелоне для уничтожения ДЗОТ, и вслед за ними средние танки и СУ-76 с пехотой.
Часть тяжелых танков или ИСУ может быть включена в состав штурмовых групп. В этом случае они придаются стрелковым полкам и распределяются по штурмовым батальонам. Танки, тщательно применяясь к местности, атакуют ДЗОТы в составе штурмовых групп, подавляя ДЗОТ огнем по амбразурам с дистанции 1500 метров и ближе.
В обороне:
Танковые полки ИС и ИСУ располагать в шахматном порядке по фронту до 2,5 километра и в глубину до 2 километров.
В первой линии пехота, артиллерия и средние танки, за ними в 500 - 600 метрах две-три роты танков ИС или ИСУ и далее на 800 - 1000 метров располагаются остальные танки полка, как подвижный резерв.
Полки ИС и ИСУ располагать обязательно в тесной увязке с истребительно-противотанковыми артиллерийскими полками."
Отсюда достаточно ясно следует, что на роль тяжелого танка прорыва ИС-2 подходил слабо, и более того, был вообще малопригоден к самостоятельным действиям. Его фактическая, а не изначально заявленная функция в максимальной степени соответствовала не столько танку, сколько тяжелому самоходному орудию поддержки, что нашло отражение в тех же "Указаниях по боевому использованию...", где танки ИС и созданные на их базе самоходные орудия ИСУ всегда упоминаются вместе и по сути никакого различения между ними не проводится.
Michael Traurig