«Большой стиль» и «трупные пятна» опопсения
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Дорогие друзья, не ругайтесь сильно, но я видел клип Ольги Бузовой. Правда, я это сделал не намеренно - в одной пиццерии был включен телевизор, а потому в итоге пришлось «оскоромиться». Хотя надо отметить, что клип дал повод для размышлений.
Для тех, кто на нашем канале оказался первый раз – напомним, что «нуар», это такой мрачный криминальный жанр, который ассоциируется с черно-белыми американскими фильмами 40-50-ых годов. Со временем он стал сюжетной матрицей, на которой произросли многие другие поджарны: от психологических триллеров до судебных драм.
Для начала обозначим, что искренне ненавидеть Ольгу Бузову – это ровно такая же духовно-культурная патология, как и неподдельно восхищаться ею. Она - продукт системы, сформированной определенными условиями. Можно лишь относиться с иронией, видя в оной материал для анализа масскульта «нового времени». В конце концов, после того, как некоторые на полном серьезе называют Васю Ложкина «великим русским художником», вовсе не грешно полагать Ольгу Игоревну «певицей». Как завещал нам Макар из советских «Приключений Электроника: «А что? У меня тоже голос! Я тоже петь хочу»
Но вернемся к клипу, который именуется «Водица». Надо отметить, что произведение в высшей мере забавное. По крайней мере, можно смело утверждать, что режиссер клипа Оксана Рассказова в известной степени знакома с нуаром. В клипе есть аллюзии к классическому нуару, психотропному нуару и иберийскому нуару (в последнее время – это моя слабость). Если говорить о композиции, положенной в основу клипа (песней я это не решусь назвать, так как в обычной песне должно было быть нечто большое, чем один припев), то она состоит и четырех строчек. «Твои слова водица, Так не годится. Ты разводил, Я не хотела разводиться».
Собственно поводом для написания этого стихотворного шедевра послужили события двухлетней давности. Не совсем понятно, что случилось на этот раз, и почему гражданка Бузова вдруг решила вновь воткнуть в своего бывшего возлюбленного очередную острую шпильку. Но если посмотреть на клип через призму нуара, то получается весьма забавная картинка. Обманутая женщина, что мстит своему альфонсоподнобму ухажеру – это явная отсылка к легендарному «Бульвару Сансет» (1950)
Только вот закавыка. В данной конструкции «она» – уже почти бабушка, вышедшая в тираж актриса немого кино, которая спит и видит, как бы вернуть себе ушедшую славу. Норма Десмонд (в исполнении Глории Свенсон) ампула не самое удачное для Ольги Бузовой, которой (если не изменяет память) через две недели исполнится всего лишь 34 года. Тем более в клипе исполнительница блистает в нарядах а-ля Дженнифер Лопес, старательно демонстрируя отдельные части тела. Опять же эти сцены нас отсылают к обстановке «Неонового демона» от культового режиссера Николаса Рефна. А это уже совершенно иной нуар-подход. Это образ для юной модели (в фильме её сыграла обворожительная Эль Фаннинг).
«Ангел» или «Саломея»? Вопрос, заводит в тупик, но лишь до того момента, когда героиня предстает в образе главы культа смерти. Венок из шипованных роз, стразы и непременный факел, что жгёт огнем мести сердца собравшейся толпы. Только вот оную месть свершила гражданка как-то сама, а потому выходит, что имеем дело с Саломеей. Ольга Игоревна, простите, но, видимо, не судьба вам предстать в амплуа «юного ангела», ибо подобные сами становятся жертвами.
И еще один атрибут, что обязателен для классического нуара – частный детектив. Как и положено, в плаще и в шляпе. Только в угоду заказчице фигуры меняют местами. Обычно женщина приходит в кабинет, а сыщик (нередко мучимый нестерпимым похмельем) сидит за столом. Однако подобное поведение недостойно барышни, возглавляющей культ смерти и готовой стать олицетворением самой мести. Детектив семенит и опасливо выкладывает на стол две порции компромата. Сначала «приключения суженого», что случаются в компании совершенно с иными особами. Не совсем понятно, то ли они симпатичнее, то ли моложе. А вторая порция – это траты со счетов главной героини, которая начинает закипать. Правда, не совсем понятно, как доступ к счетам получил частный детектив, но это уже не важно.
Ну и, как и можно предположить, «час расплаты» настал. И не совсем одетый горе-персонаж пытается скрыться из феноменальных размеров особняка, более напоминающего средневековый замок. «Небо режет луч прожектора». Не очень постижимо, откуда они (прожектора) взялись, только если особняк не был частно-практикуемыми казематами. Но в любом случае, «Побег из Шоушенка» не удался.
И опять же, как и положено хорошему нуару, сюжет не совпадает с фабулой. То есть вы с самого начала знаете, что молодого человек ничто хорошее не ожидает. И только затем понимаете, почему и отчего. Что можно сказать? Казалось, можно было бы порадоваться, что наши клипмейкеры знакомы с нуаром. Только вот никак не могу ответить на мучающий меня вопрос: а точно ли это хорошо?
На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Обещать, что ещё познакомим Вас с иными клипами Ольги Игоревны Бузовой, не будем, так как едва ли в Вас это вселит культурный оптимизм. Но вот анализ некоторых французских кинофильмов на подходе. А потому не забывайте читать наши новые материалы. А еще лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»
Cайт про жанр нуар http://noir-film.ru/
«Жаркое место»: кадры прекрасной Коннелли, кои не встретишь в киноведческих журналах
Манящая юная «повелительница мух»
Радующая глаз тссс…символ нуара